Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 26.03.2020 № 542-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ерошина Николая Валентиновича на нарушение его конституционных прав пунктом 2, подпунктами 2 и 5 пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации»

26, Марта 2020

Суть жалобы: 

Заявитель полагает, что оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 24 (часть 2), 45 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют налоговым органам допускать существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. 

Позиция Конституционного Суда: 

В качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковым в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном данным Кодексом (пункт 1 статьи 82). Гарантией прав налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля является в том числе право лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки (пункт 2 статьи 101 названного Кодекса). При этом пункт 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает перечень действий, которые должен совершить руководитель (заместитель руководителя) налогового органа непосредственно перед рассмотрением материалов налоговой проверки, в частности его обязанность установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении, а также вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения (подпункты 2 и 5).

Приведенное правовое регулирование направлено на защиту прав налогоплательщика при рассмотрении материалов налоговой проверки, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им в жалобе аспекте. 

Решение Суда: 

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.