Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 28.09.2021 № 1728-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Свербы Сергея Сергеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации»

28, Сентября 2021

Суть жалобы:

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит статьям 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку допускает произвольное наложение штрафа в фиксированном размере без дифференциации тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины и иных обстоятельств, обусловливающих необходимость индивидуализации наказания.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, закрепляя обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57), непосредственно не предусматривает обеспечительный механизм исполнения данной обязанности, – его установление относится к полномочиям законодателя.

Государство, следуя необходимости своевременного и в полном объеме взимания законно установленных налогов и сборов как условия надлежащего финансового обеспечения конституционных функций публичной власти и реализуя свой фискальный суверенитет, вправе и обязано устанавливать эффективные механизмы контроля и ответственности в сфере налогообложения, которые, не нарушая конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивали бы надлежащее выполнение налогоплательщиками возложенной на них налоговой обязанности и защиту публичных интересов в случаях неуплаты или неполноты уплаты налога (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2010 года № 1572-О-О, от 24 октября 2013 года № 1616-О и др.).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, предусматривая ответственность за совершение налоговых правонарушений, законодатель должен исходить из конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности, соразмерности устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям (статья 19, часть 1; статья 55, части 2 и 3, Конституции Российской Федерации). При этом принцип соразмерности и вытекающие из него требования справедливости, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств предполагают установление публичноправовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (постановления от 3 июня 2014 года № 17-П, от 28 ноября 2017 года № 34-П и др.).

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое данным Кодексом установлена ответственность (статья 106, пункт 1 статьи 114). Налоговый кодекс Российской Федерации в статье 111 содержит открытый перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения (пункт 1), при наличии которых лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 2). Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, указаны в статье 112 данного Кодекса, перечень которых также является открытым (подпункт 3 пункта 1); при этом при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей данного Кодекса (пункт 3 статьи 114).

Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации позволяет дифференцировать размер ответственности за совершение налогового правонарушения исходя из фактических обстоятельств конкретного дела, а следовательно, оспариваемые законоположения, рассматриваемые в системе действующего налогового регулирования, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.