Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

«Налоги – не боевой рубеж, а возможность для сотрудничества»

30, Ноября 2008
И.И. Кучеров,
генерал-майор милиции, заслуженный юрист России, докт. юрид. наук,
профессор, зав. кафедрой налогового права Всероссийской налоговой академии при Минфине России,
председатель Экспертного совета Палаты налоговых консультантов 

Для возбуждения уголовного дела достаточно не уплатить налог в «крупном размере», но для привлечения к уголовной ответственности необходимо доказать наличие умысла. О проблемах совместной работы милиции и налоговых органов по выявлению налоговых преступлений нам рассказал Илья Ильич Кучеров

 

– Илья Ильич, о каких основных тенденциях расследования налоговых преступлений можно говорить с учетом статистических данных (см. с. 24 и 26)?  

– Статистика показывает, что количество выявляемых налоговых преступлений неуклонно растет, самый большой рост отмечается по статье 199.1 УК РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента». Исключение составляет только статья 199.2 УК РФ, которая предусматривает ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов и сборов. Но причина вполне понятна: обязанность по уплате налогов налогоплательщиком уже не исполнена и, продолжая преступное бездействие, он пытается создать видимость невозможности уплатить налоги.

Стоит отметить, что милиция помимо обязанности выявления и пресечения преступлений, должна принимать меры по возмещению государству ущерба, причиненного преступными действиями. 

Среди экономических преступлений налоговые приносят наибольший ущерб. Только в этом, 2008 г., налоговые преступления нанесли государству ущерб на сумму более 82 млрд руб., из них возмещено уже более 52 млрд руб.

 

биография

Образование: В 1991 г. окончил Саратовский юридический институт, в 1995 г. – адъюнктуру ВНИИ МВД РФ, защитив кандидатскую диссертацию по теме «Расследование налоговых преступлений». 

Карьера: С 1995 по 2003 гг. работал в органах налоговой полиции в должности начальника Правового управления ФНП России.

С 2003 г. –

заместитель начальника Правового департамента МВД России.

В 1999 г. получил ученую степень доктора юридических наук.

С 2005 г. возглавляет кафедру налогового права Всероссийской налоговой академии при Минфине России.  

Научная деятельность: Имеет более 50 опубликованных работ, в числе которых «Налоговое право России», «Налоговое право зарубежных стран» и недавно вышедший учебник «Международное налоговое право» – первый в стране по данной тематике. 

 

– Подавляющее большинство уголовных дел по налоговым преступлениям возбуждаются по информации, полученной в результате оперативно-розыскных мероприятий. Означает ли это слабую активность налоговых органов в выявлении преступлений?

– Конечно, нет. Мы должны различать задачи, стоящие перед органами внутренних дел и налоговыми органами. Если у первых основная задача – это обнаружение недоимки и налоговых правонарушений, то у вторых – это изобличение преступника и привлечение его к уголовной ответственности. В связи с этим налоговые органы и милиция наделены разными полномочиями и правовыми средствами.

 Традиционно считается, что милиция черпает информацию о налоговых преступлениях из материалов налоговых проверок, но это не так. Лишь несколько процентов возбуждаемых уголовных дел составляют дела, основанные на сообщениях налоговых органов.  

– Статистика свидетельствует, что до судов доходит лишь треть уголовных дел об уклонении от уплаты налогов, о чем это говорит?

– Одно из распространенных заблуждений, что любое возбужденное уголовное дело должно закончиться обвинительным приговором. Факт возбуждения дела означает, в первую очередь, возможность проведения уголовно-процессуальных действий по сбору доказательств. Налоговые дела требуют более серьезной проверки, и ее результат может быть разным, например, будет установлено отсутствие умысла на уклонение от уплаты налогов (бухгалтерские просчеты, расчетные ошибки и тому подобное).  

– В декабре 2008 г. исполняется пять лет действующей редакции «налоговых» статей УК РФ. Можете ли Вы сказать, что эти изменения себя оправдали? 

– Статьи «работают», из года в год количество выявленных налоговых преступлений растет. Другое дело, что практика выявляет отдельные моменты, которые законодателю стоило бы скорректировать. Например, пресловутые «три финансовых года» – временной отрезок, в рамках которого рассчитывается сумма неуплаченных налогов. Неудачным в применении оказалось определение доли неуплаченных налогов в общей сумме исчисленных налогов – так называемое процентное соотношение. Действующая редакция статьи 199.1 УК РФ содержит, на мой взгляд, одно необоснованное ограничение – это мотив совершения преступления «в личных интересах».  

– Как Вы относитесь к применению по налоговым преступлениям институтов деятельного раскаяния и примирительных процедур?

– Не секрет, что принятые пять лет назад поправки в УК РФ имели своей целью исключить применение существовавших тогда специальных оснований освобождения от уголовной ответственности по налоговым преступлениям, хотя они и позволяли государству решать бюджетные проблемы, так как освобождение от уголовной ответственности за налоговое преступление было напрямую связано с возмещением причиненного государству ущерба. Действующая редакция УК РФ содержит общую норму о деятельном раскаянии, которая, помимо возмещения ущерба, предусматривает явку с повинной. Но налоговые преступники таким желанием не отличаются, а если оно и появляется, то уже после возбуждения уголовного дела и предъявления обвинения, что может быть лишь зачтено судом при назначении наказания. 

 

НА ЦИФРАХ

Количество возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям за 2007 год: 

4921 по ст. 198 УК РФ –  рост составил 5,3%

(по сравнению с 2006 г.) 

6564 по ст. 199 УК РФ –  рост составил 10,9% 

1338 по ст. 199.1 УК РФ – рост составил 18,5% 

1601 по ст. 199.2 УК РФ –  снижение на 12,4% 

 

Количество возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям за период с января по август 2008 года: 

4373 по ст. 198 УК РФ –  рост составил 10,4%

 5692 по ст. 199 УК РФ –  рост составил 4% 

1235 по ст. 199.1 УК РФ – рост составил 18,8% 

1044 по ст. 199.2 УК РФ –  снижение на 19,2%

 

– Отсутствие возможности применять конфискацию имущества по налоговым преступлениям некоторые специалисты предлагают «компенсировать» предъявлением гражданского иска. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

– Сейчас возмещение ущерба, причиненного государству налоговыми преступлениями, осуществляется через гражданский иск в уголовном процессе. Но, я думаю, что вопрос о введении по налоговым преступлениям наказания в виде конфискации имущества не закрыт. По моему мнению, конфискация – это мощное правовое средство, делающее невыгодным совершение преступления, в частности, уклонение от уплаты налогов.  

– Илья Ильич, поговорим о взаимодействии милиции и налоговых органов. Действующий совместный Приказ МВД России и МНС России, который Вы упомянули, содержит весьма расплывчатые положения. Можно ли утверждать, что фактически привлечение работника милиции к налоговой проверке отдано на усмотрение налоговых органов?  

– Приказ разработан в бытность МНС России, которого сейчас не существует. Только этого достаточно для того, чтобы пересмотреть Приказ. Кроме того, в нем есть нормы, которые перестали соответствовать Налоговому кодексу. Так, после внесения поправок в статью 32 обязанность налоговых органов передавать материалы налоговых проверок в милицию возникает только в случае, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога налогоплательщик полностью не погасил указанную в требовании недоимку. Это правило в Приказе не учтено. 

Вместе с тем в Приказе перечислены основания, по которым налоговый орган вправе привлечь к участию в проверке сотрудника милиции: когда проверка инициирована самой милицией, когда работники налогоплательщика не отличаются законопослушанием и сотрудник налогового органа нуждается в защите, когда налоговой проверкой выявляются сложные схемы и способы осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций.  

 

НА ЦИФРАХ

Количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности в 2007 году:  1214 по ст. 198 УК РФ

1060 по ст. 199 УК РФ

393 по ст. 199.1 УК РФ

737 по ст. 199.2 УК РФ

 

Количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за период с января по август 2008 года:

1048 по ст. 198 УК РФ

 734 по ст. 199 УК РФ

 288 по ст. 199.1 УК РФ

 381 по ст. 199.2 УК РФ

 

– В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» указано на необходимость учета обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения. Как Вы оцениваете перспективу учета писем Минфина России? 

– Я участвовал в подготовке этого Постановления и удовлетворен его содержанием. Так, Пленумом поддержано мое предложение о том, что доказательством по уголовному делу может являться не только акт налоговой проверки. Такое разъяснение позволило милиции полноценно использовать акты собственных проверок, чего не было раньше.

Что касается писем Минфина, то они могут освобождать от налоговой ответственности. Я бы сказал так: оценка умысла производится на основе комплексного анализа всех доказательств. Нельзя прикрыться одним лишь письмом Минфина. Порой результаты оперативно-розыскных мероприятий свидетельствуют о том, что налогоплательщик специально «вооружился» такими разъяснениями с целью неуплаты налогов. 

Илья Ильич, следующий вопрос о российской правовой науке, которой Вы активно занимаетесь. Как бы Вы оценили современный уровень научных исследований проблем уголовной ответственности за налоговые преступления? 

– На сегодняшний день по налоговым преступлениям защищено около пятидесяти кандидатских и несколько докторских диссертаций. Большинство работ интересны, затрагивают различные срезы науки уголовного права и процесса. Жаль, что далеко не все исследователи имеют опыт практической работы по расследованию налоговых преступлений.  

– Вы возглавляете Экспертный совет Палаты налоговых консультантов. Скажите несколько слов о ее деятельности.

– Налоговое консультирование – мощное профилактическое средство предупреждения уклонения от уплаты налогов. Налоговый консультант – это профессиональный посредник между налогоплательщиком и налоговым органом, который позволяет исключить или смягчить конфликт разнонаправленных финансовых интересов. Убежден, что деятельность Палаты очень важна.

25–26 сентября в Мадриде прошло очередное заседание Европейской конфедерации налоговых консультантов (Confederation Fiscale Europeenne) (CFE), в котором под моим руководством участвовали представители Палаты. Был положительно решен вопрос о вхождении России в состав Конфедерации. Мы получили право совещательного голоса, поскольку не входим в Евросоюз, но и это для всех нас хороший результат.

 

Интервью взяла Маргарита Завязочникова,

эксперт-редактор журнала «Налоговед»