Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

РЕЗОЛЮЦИЯ VII Международной научно-практической конференции

06, Августа 2010
КОРОТКО О СОБЫТИИ
Событие:
VII Международная научно-практическая конференция «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2009 года»
23–24 апреля 2010 г.,
г. Москва
Организатор: журнал «Налоговед» при поддержке Международной ассоциации финансового права, Российской ассоциации налогового права, Института права и публичной политики, Школы права «Статут»

Участники конференции обсудили вопросы теории и практики применения норм налогового права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, принятых в 2009 г., перспективы развития налогового права в России и пришли к следующим выводам.

1. В 2009 г. Конституционный Суд РФ продолжил активное участие в разрешении актуальных проблем применения налогового законодательства. Все решения Суда за указанный период имеют определяющее значение для практики налогообложения и развития науки налогового права.

Неэффективность российского правосудия способствует увеличению числа жалоб налого¬плательщиков в ЕСПЧ

2. Широкое профессиональное и научное обсуждение решений высших судебных органов по вопросам налогового права благотворно влияет на их качество и служит Суду надежной обратной связью в наиболее значимой и конфликтной области общественных отношений. Инициатива судей Верховного Суда РФ с той же целью проводить аналогичные научно-практические обсуждения его решений по вопросам налогового права получила поддержку участников конференции и заслуживает претворения в жизнь. 

3. Инициатива Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ о переходе к внесудебному взысканию незначительных по размеру налоговых недоимок с физических лиц подлежит широкому обсуждению в целях предотвращения массового нарушения конституционных прав граждан. Необходимо учесть ряд факторов: недостаточную налоговую грамотность населения, высокую вероятность технических ошибок учета платежей в налоговых органах, возможные злоупотребления правоприменителей, несопоставимость ответственности должностных лиц налоговых органов за ошибки в работе и их последствий, отражающихся на судьбе граждан. Участники конференции признали такое изменение приемлемым в будущем, но при обязательном предварительном реформировании налогового законодательства, гарантирующем адекватную и эффективную защиту прав граждан. Должно быть обеспечено реальное уведомление гражданина о его налоговых задолженностях. Любое возражение налогоплательщика против наличия у него недоимки должно препятствовать внесудебному взысканию. Допустимо накопление мелких недоимок до крупных размеров для их последующего судебного взыскания с физических лиц.

4. Вызывают беспокойство тенденции практики применения ст. 169 НК РФ, когда негативные налоговые последствия перелагаются с автора ошибок в счете-фактуре на его добросовестного контрагента. Несмотря на значительное количество жалоб налогоплательщиков на эту норму в ее общесудебном истолковании, Конституционный Суд РФ не принял ни одну из них к своему рассмотрению по существу. Российские суды уже более года не применяют в своей практике обязательный для Российской Федерации судебный прецедент – Решение ЕСПЧ от 22.01.2009 № 3991/03 по делу «Булвес против Болгарии», где был осужден отказ государства налогоплательщику в вычете НДС при условии, что он не знал и не мог знать об ошибках контрагента. Неэффективное правосудие на национальном уровне способствует увеличению числа жалоб российских налогоплательщиков в ЕСПЧ.

 

5. Значительное количество противоречивой судебной практики по вопросу применения нулевой ставки НДС по услугам, связанным с экспортом товаров, свидетельствует об отсутствии четкого законодательного регулирования. Попытки Конституционного Суда РФ снять неясности налогового закона в своих решениях не имели успеха, а в ряде случаев породили излишние налоговые споры. Возможным решением проблемы могло бы стать закрепление в законе закрытого перечня услуг и круга лиц либо права на использование нулевой или пониженной ставки.

 

6. В связи с отмечаемой криминализацией налоговых правоотношений (коррупция и налоговое мошенничество) поддерживается инициатива активизировать правовое преследование организаторов схем с участием фирм-«однодневок», но не их добросовестных контр­агентов. Следует принять во внимание опыт Украины в решении аналогичной проблемы. Согласно украинскому законодательству получатель счета-фактуры вправе направить жалобу на качество документа поставщика в налоговый орган по месту учета последнего. Правовые последствия такого обращения – предоставление вычета получателю счета-фактуры и внеплановая выездная налоговая проверка составителя счета-фактуры.

 

7. В связи с решением Конституционного Суда РФ о праве ВАС РФ на формирование и изменение общеобязательных правовых позиций требует анализа международный опыт применения обязательной (прецедентной и преюдициальной) силы судебных актов. Остра проблема возможности придания таким актам обратной силы в налоговых и иных публичных отношениях. Изменение или формирование ВАС РФ новых правовых позиций в любом случае не должно ухудшать прав налогоплательщиков, действия которых следует оценивать с учетом того, на какое поведение их ориентировала сложившаяся судебная практика.

8. Следует гармонизировать право ВАС РФ давать обязательное для других арбитражных судов толкование законодательства и закрепить его в законе. При этом обще­обязательные правовые позиции, ухудшающие права налогоплательщиков, не должны иметь обратной силы, а исключающие ответственность или предоставляющие дополнительные гарантии – должны. В закон необходимо включить элементы коллективного иска, когда бы при формировании общеобязательных правовых позиций учитывалось мнение всех заинтересованных лиц.

 Коллективный иск позволит учесть мнение всех заинтересованных лиц при формировании общеобязательных правовых позиций

9. Вызывают озабоченность системные просчеты КС РФ при выборе для рассмотрения наиболее актуальных для развития налогового права жалоб налогоплательщиков. В настоящее время критерием такой оценки является не общественная значимость поставленной перед Судом проблемы, а статус лица, направившего обращение (например, ВАС РФ). Предлагается ввести предварительную экспертную оценку жалоб, поступающих в КС РФ, когда бы мнение по жалобе высказывали такие представительные общественные организации бизнеса и юридического сообщества, как ТПП России, Федеральная палата адвокатов, РСПП, «Деловая Россия», ОПОРА России.

10. В налоговом праве недостаточно проработаны такие базовые вопросы как экономическая обоснованность налогооблагаемой базы ряда налогов (земельный налог, налог на имущество физических лиц и пр.), право налогового органа на безакцептное взыскание недоимки, оспариваемой налогоплательщиком в суде, и многие др. Необходимо расширять практику конституционного истолкования базовых принципов налогообложения применительно к конкретным налогам.