Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

IX Сибирский налоговый форум

30, Декабря 2014
Событие: IX Сибирский налоговый форум, 14 октября 2014 г., Красноярск

На Форуме обсуждались следующие темы:
«Налоговая политика государства: текущая ситуация и прогноз»;
«Изменения в порядке возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям»;
«Налоговые злоупотребления: новый законопроект и ответственность руководителей компаний»;
«Влияние реформы ГК РФ на налоговые отношения: новые правила и риски»;
«Кадастровая стоимость земли в механизме налогообложения: конституционное измерение»«КС РФ и ВАС РФ о некоторых вопросах взимания НДС»;
«Объединение высших судебных органов: последствия для налогоплательщиков».

Участники форума:

судьи арбитражных судов, сотрудники налоговых, правоохранительных органов и внебюджетных фондов, налоговые специалисты крупнейших предприятий, ученые, налоговые консультанты и адвокаты.
 

Девятый год журнал «Налоговед» проводит Сибирский налоговый форум. И вот уже второй год это мероприятие проходит в рамках Дней юридической науки «Енисейские политико-правовые чтения», организованных Юридическим институтом Сибирского федерального университета.

Форум начался с выступления заместителя главного редактора журнала «Налоговед» В. М. Зарипова, которое было посвящено налоговой политике в современных условиях. Вспомнив предыдущие встречи, докладчик отметил, что на этот раз не может сослаться на Основные направления налоговой политики, хотя именно в них должны обозначаться все планируемые изменения в налоговой сфере. В этом году сразу после утверждения Основных направлений налоговой политики на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. на государственном уровне началась дискуссия о том, какие новые налоги можно ввести, ставки по каким налогам повысить. «И хотя пока новые налоги решили не вводить, скорее всего, через полгода при подготовке очередного бюджета этот вопрос возникнет вновь. Другими словами, решение проблемы вновь отложено», – заметил выступающий.

 
В действительности налоговая нагрузка увеличивается не только в результате повышения общих ставок.
 
В. М. Зарипов напомнил, что ФНС России проводит эксперимент по применению контрольно-кассовой техники (ККТ)1. Борьба с офшорами – еще одно направление деятельности государства, и основное внимание приковано к предложениям Минфина России о налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИК)2. Но есть еще американский закон FATCA, который создает риски и для российских налогоплательщиков, а также ретроактивное действие изменений в судебной практике.
 
Также были выделены направления работы налоговых органов, на которые стоит обратить внимание (см. текст во врезке). Дополнительные риски и расходы для налогоплательщиков возникают и в связи с планируемым введением государственного контроля за деятельностью налоговых консультантов, законопроект об этом внесен в Госдуму3.
 
Л. В. Кравчинский, адвокат адвокатского бюро «Пепеляев Групп», остановился на Законе, которым фактически возвращен прежний порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям4. Теперь следствие до возбуждения дела должно будет лишь выяснить в налоговой инспекции, какие претензии имеются к налогоплательщику. Независимо от ответа и даже в том случае, если ответ не был дан, следователь обязан в течение 30 суток с момента получения информации о преступлении принять процессуальное решение.
 
Новый Закон создает неопределенность в вопросе обратной силы его действия. Известно, что следователь работает по текущему процессуальному законодательству, соответственно, не исключено преследование по новым правилам за действия прошлых лет. «На наш взгляд, это неконституционно», – подчеркнул Л. В. Кравчинский.
 
Увеличение налоговой нагрузки

На увеличение налоговой нагрузки направлены следующие меры:

- введение общей ставки налогов для дивидендов, отмена верхнего порога при уплате взносов в ФОМС;
- перевод имущественных налогов на исчисление с кадастровой стоимости;
- введение платы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным дорогам;
- установление торгового сбора;
- подготовка нормативных актов о новом целевом налоге – экологических взносах;
- принятие мер по повышению эффективности налогового администрирования и ужесточению уголовного преследования.
 

Руководитель Сибирского отделения «Пепеляев Групп» (Красноярск) Е. А. Лысенко обратил внимание на проект Закона о налоговых злоупотреблениях5. «Законопроект „сырой“, в нем, к сожалению, нет даже намека на сохранение устоявшихся в судебной практике подходов к рассмотрению дел о налоговой выгоде», – отметил выступающий. По его словам, в предложенном определении «добросовестное поведение» указано на надлежащее исполнение налоговых обязанностей, при этом непонятно, что такое ненадлежащее исполнение. Можно ли признать поведение налогоплательщика ненадлежащим, если он иначе, чем инспекция, толкует нормы Налогового кодекса РФ и спорит по этому поводу с налоговым органом?

По сравнению с правовой позицией ВАС РФ в законопроекте расширяется понятие налогового злоупотребления. Предлагается считать, что основной целью такого поведения является неуплата налогов. Эта цель единственная, поскольку, по мнению Пленума ВАС РФ6, если достижение экономического результата сопровождается налоговой экономией, действия налогоплательщика нельзя считать злоупотреблением. К тому же формулировки законопроекта не исключают того, что особые случаи, специально регулируемые Налоговым кодексом РФ (например, трансфертное ценообразование), могут быть квалифицированы ФНС России в качестве налоговых злоупотреблений, хотя Кодекс их таковыми не признает. Неясно, почему авторы законопроекта не учли опыт разработки Гражданского кодекса РФ и, в частности, нормы о злоупотреблении правом. Не принята во внимание и признанная арбитражными судами доктрина существа над формой.

Профессор кафедры коммерческого права МГУ им. М. В. Ломоносова, докт. юрид. наук И. В. Цветков, представив последние новеллы гражданского законодательства и ряд важных разъяснений ВАС РФ7 для гражданско-правовых отношений, уточнил, как они могут сказаться на налоговых правоотношениях.

Докладчик обратился к статье 10 ГК РФ, в которой появилась норма-принцип о добросовестности участников гражданских правоотношений. Можно ожидать трансляции этого принципа на налоговые правоотношения. Согласно Гражданскому кодексу РФ основная форма недобросовестности – умышленное злоупотребление правом. Однако первые решения по гражданско-правовым спорам показывают, что суды расширительно используют этот принцип и применяют его также к действиям сторон сделок, совершенных по неосторожности.

Новое гражданское законодательство дает большую свободу договора его сторонам-предпринимателям, одновременно формируя более высокие риски для них. К сожалению, любое отступление от стандартных условий договора может быть расценено налоговыми органами как злоупотребление правом и попытка уйти от налогов.

В скором времени в практике начнет использоваться новый термин «несправедливые договорные условия», то есть такие, которые нарушают баланс экономических и других интересов сторон. Появятся специальные средства защиты от таких условий, вплоть до признания их ничтожными. Очевидно, и на это новшество обратят внимание налоговые органы. Выступающий заметил, что в Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 35 закреплен принцип эквивалентности последствий расторжения договора: нельзя допустить, чтобы одна сторона обогащалась за счет другой. При этом высшая судебная инстанция предложила методики расчета последствий для разных ситуаций, что также будет учитываться в налоговых отношениях.

Ожидаются поправки в Гражданский кодекс РФ в части договорного и обязательственного права (см. текст во врезке).

Все эти инструменты попадут под пристальное внимание налоговых органов.

Е. В. Тарибо, начальник Управления конституционных основ публичного права Конституционного Суда РФ, канд. юрид. наук, поднял актуальный вопрос уплаты земельного налога, который рассчитывается с кадастровой стоимости земельного участка.

Направления работы ФНС России

Среди основных направлений:

- создание в споре с одним налогоплательщиком прецедента на уровне высшей судебной инстанции или окружного арбитражного суда, чтобы затем применить его к аналогичным ситуациям у других налогоплательщиков («волновой эффект»);
-усиление контроля за группами компаний, явными и неявными.

Налоговый кодекс РФ дает четкое определение элементов любого налога. Но если обратиться к статьям о земельном налоге, выяснится, что норма о налоговой базе отсылочная: в ней говорится о кадастровой стоимости земельного участка, определяемой по состоянию на начало налогового периода. Каждое внесение сведений в кадастр государственным актом – это юридический факт, обязательный и для исчисления земельного налога. Выступающий задался вопросом: достаточно ли, например, акта оценки для того, чтобы признать факт изменения кадастровой стоимости и, как следствие, налоговой базы в периоде такой оценки? И с какого момента применяется решение суда по спору об обоснованности кадастровой оценки, проведенной в прошлых налоговых периодах?

Налогоплательщику важно, чтобы уменьшение налоговой базы распространялось на прошлые периоды, то есть чтобы корректировке стоимости имущества была придана обратная сила. Но насколько это конституционно? По мнению Е. В. Тарибо, этот вопрос неоднозначный. Конституционный суд РФ не увидел ухудшения положения налогоплательщика в таких случаях. Налицо неотлаженность смежного с налоговым правового регулирования, а именно непроработанность норм Земельного кодекса РФ и Закона об оценочной деятельности8 в части информирования об изменениях кадастровой стоимости, возможности ежегодной корректировки стоимости имущества и т. д. Докладчик отметил, что часть неурегулированных вопросов была снята июньскими поправками в названный Закон9.

Советник Управления конституционных основ публичного права Конституционного Суда РФ Д. А. Кустов обратился к позициям высшей судебной инстанции по вопросам обложения НДС. Он заметил, что до сих пор этой проблеме уделялось особое внимание. В частности, недавнее Постановление КС РФ от 03.06.2014 № 17‑П по жалобе «Торговый дом „Кабснаб“» содержит резюме правовых позиций, накопленных Судом по НДС. Как подчеркнул докладчик, если субъекты налоговых правоотношений будут действовать с учетом этих позиций, то проблем с уплатой налогов возникать не должно.

Конституционный Суд РФ исходит прежде всего из природы НДС как косвенного налога. Налогоплательщик должен уплачивать налоги, предусмотренные для него НК РФ, несмотря на возможные ошибки в учете и заблуждения относительно уплаты тех или иных сумм. Кроме того, Суд не вторгается в сферу доказывания фактов10. Объясняя, почему часто принимаются отказные определения, выступающий указал на то, что не всегда в обращениях в Конституционный Суд РФ верно расставлены акценты.

В рамках Форума также состоялся круглый стол «Тенденции усиления ответственности руководителей компаний за налоговые правонарушения».

К. Ю. Литвинова, руководитель группы налоговой практики «Пепеляев Групп», отметила, что в Гражданский кодекс РФ внесена новая статья 53.1 об ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, если они действовали недобросовестно или неразумно, их действия не соответствовали обычным условиям гражданского оборота и обычному предпринимательскому риску. Кодексом также предусмотрена ответственность тех, по чьей вине возникли убытки компании. При этом уже существуют судебные решения о взыскании убытков с таких лиц, и приговоров по уголовным делам в их отношении, как было раньше, не требуется.

Новые гражданско-правовые инструменты

Появятся новые гражданско-правовые инструменты, а именно:
- заверения об обстоятельствах (например, что вторая сторона договора – добросовестный налогоплательщик);

- соглашения о последствиях:
   - нарушения принципа добросовестности по договору;
   - недействительности договора (иные последствия, чем указаны в ГК РФ);
   - соглашение об оплате за отказ исполнения договора и о возмещении потерь без противоправности поведения сторон договора.

Е. А. Лысенко обратился к Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 об ответственности руководителя компании, указав, что оно имеет важное значение для налоговых правоотношений в части регулирования вопросов должной осмотрительности. Хотя в этом Постановлении говорится о гражданско-правовой ответственности, заложенные в нем подходы к определению должной осмотрительности руководства компании должны быть восприняты налогоплательщиками: в этом акте установлены четкие правила, которых нет в Постановлении № 53 о налоговой выгоде. К тому же все закрепленные в Постановлении № 62 позиции уже выработаны арбитражными судами при рассмотрении налоговых споров.

В упомянутом выше законопроекте, устанавливающем пределы осуществления прав и исполнения обязанностей в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, концепция должной осмотрительности никак не проявляется. Непонятно, возникают ли неблагоприятные последствия для налогоплательщика при неисполнении контрагентом обязательств по сделке. А если контрагент исполнил свои обязательства, но потом «пропал», не заплатив налоги? Существующая судебная практика основана на том, что негативные последствия для налогоплательщика наступают, а по законопроекту получается – нет.

И. В. Цветков предложил все же разделять гражданско-правовые и налоговые правоотношения. Закрепленные в Постановлении № 62 правила определения должной осмотрительности касаются имущественной ответственности руководителя компании. Проверка исполнения контрагентом налоговых обязанностей – это налоговая сфера. Такая проверка зачастую невозможна, так как необходимые данные налогоплательщик не всегда может получить от третьих лиц, в том числе от контролирующих органов. Поэтому было бы целесообразным, если бы в Налоговом кодексе РФ появились специальные правила определения добросовестности контрагентов.

Выступающий также обратил внимание на новый институт заверений, предусмотренный гражданским законодательством. По мнению И. В. Цветкова, желательно при заключении договора получать заверение контрагента об исполнении им налоговых обязательств. Оно не освободит автоматически от ответственности, но его отсутствие может стать для налогового органа еще одним аргументом в пользу того, что налогоплательщик не принял всех мер по определению должной осмотрительности контрагента.


1 Подробнее об этом см.: Эксперимент ФНС России по применению ККТ – URL: http://nalogoved.ru/news/2904.
2 Проект Федерального закона № 630365–6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».
3 Проект Федерального закона № 529626–6 «О налоговом консультировании».
4 Федеральный закон от 22.10.2014 № 308 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
5 Проект Федерального закона № 529775–6 «О внесении изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
6 См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53).
7 См.: постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах»; от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» (далее также – Постановление № 62); от 06.06.2014 № 35 «О последствиях расторжения договора».
8 См.: Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
9 Федеральный закон от 04.06.2014 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами».
10 Подробнее см.: Кустов Д. А. Косвенная природа НДС: формирование правовых позиций Конституционного Суда РФ // Налоговед. 2014. № 10. С. 24–29.