Телефон подписки
8-800-555-66-00

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Несшитые дела

15, Августа 2019
С.Г. Пепеляев,
главный редактор
журнала «Налоговед»,
канд. юрид. наук

 

Каждый раз, готовясь к рассмотрению в налоговых инстанциях материалов налоговых проверок, сталкиваюсь с одним и тем же: документы, которыми подтверждаются факты, указанные в акте проверки, предоставляются для ознакомления ящиками, коробками, россыпью.

Проверяющие не формируют дела в традиционном понимании: нет подшитых в тома, пронумерованных, отраженных в описи, заверенных документов, на которые в акте проверки сделаны ссылки. Только когда спор попадает в суд, материалы налоговой проверки приобретают очертания, перестают быть аморфной массой.

Такая «культура» налогового контроля не соответствует образу ФНС России как модернизированной и клиентоориентированной службы, нарушает права подконтрольных лиц на защиту, создает дополнительную нагрузку на суды.

Более того, налоговым инспекциям подобный подход иногда преподносит неприятные сюрпризы: суды признают незаконными решения, вынесенные с нарушением права налогоплательщика на защиту1.

 
1Постановления 19-го ААС от 05.12.2017 по делу № А35-17/2017; АС СКО от 25.08.2017 по делу № А63-7781/2016.
 

Напомним также о ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

НК РФ устанавливает, что в акте проверки отражаются документально подтвержденные факты нарушений законодательства (подп. 12 п. 3 ст. 100), подтверждающие документы прилагаются к акту (п. 3.1 ст. 100). Развивая эти положения, ФНС России указывает инспекциям, что по каждому отраженному в акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть даны ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные документы, подтверждающие наличие факта нарушения2.

 
2Подп. «а» п. 3.2 Требований к составлению акта налоговой проверки (утв. Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@).
 

Но мало понимать, какой документ подтверждает отраженную в акте проверки информацию. Необходимо знать, где его обнаружить в материалах проверки. Объяснения, что «он точно там где-то есть», неудовлетворительны. Это тот случай, когда выражение «сшитое дело» могло бы использоваться в положительном значении.

Только полностью оформленные материалы дела соответствуют праву лица знать, в чем его обвиняют, какие к нему предъявляют претензии, в чем их суть и обоснование. Без четко определенной, зафиксированной доказательной базы обвинения нельзя строить эффективную защиту прав и свобод граждан.

На практике же инспекции оформляют подтверждающие документы приложениями к актам проверок. Состав и объем этих приложений зачастую указан в самом общем виде: договоры на 100 страницах, счета-фактуры на 1000 страниц.

Можно встретить и такое указание: «Опись передаваемых документов на 2-х листах с приложением документов в электронном виде на 20-ти DVD+R дисках»3.

 
3Орфография сохранена.
 

Такие приложения к актам проверок обоснованно можно назвать братской могилой, где в беспорядке погребены бумаги, так сказать, без определенного места жительства.

Среди других нюансов приложений к актам проверки часто встречаются следующие:

  • общие описи материалов проверки не составлены;
  • документы представлены в несистематизированном виде;
  • внутреннее содержание блоков документов не соответствует наименованию;
  • представлены никем не заверенные копии документов третьих лиц, без указания процедуры получения этих документов;
  • содержатся документы, полученные от других налоговых органов, без указания процедуры их получения;
  • не представлены оригиналы документов для сличения копий;
  • представлены производные документы вместо первичных;
  • документы представлены в неполном виде — например, протокол допроса без материалов аудио- и видеофиксации;
  • электронные файлы представлены без защиты содержимого, так что невозможно установить источник информации и дату создания файла.

Непрофессионализм и злоупотребления некоторых проверяющих при формировании материалов проверки становятся серьезной угрозой правам налогоплательщиков. В такой мутной водице удобно подтасовывать факты, передергивать обстоятельства, затушевывать нюансы.

Статье 100 НК РФ явно нужны уточнения. Но и без этого ФНС России могла бы самостоятельно навести порядок, если, конечно, заинтересована.

А пока налоговая служба требует от налогоплательщиков представлять доказательства в прошитом, пронумерованном виде, объединенные в тома, заверенные подписью, сопровождаемые письмом и описью4. Инспекциям же только предписывается в итоговой части акта проверки делать ссылку на количество листов приложений к нему5. Критериев, по которым оценивалось бы оформление самих приложений, у ФНС России нет.

Но большую требовательность могли бы проявить суды.

 
4Требования к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе (приложение № 18 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@).
5Пункт 3.3 Требований к составлению акта налоговой проверки (приложение № 28 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@).

С уважением,
С.Г. Пепеляев


S.G. Pepeliaev

Loose files

Правовая база