Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Нежная забота

08, Июня 2014
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук
 
Инициативе урегулировать законом деятельность по налоговому консультированию уже свыше десяти лет. Первоначально она опиралась на желание небольшой группы частных лиц создать полудобровольное, полу­обязательное объединение, приносящее постоянный доход его учредителям в виде платы за лицензирование, повышение квалификации и т. п. Этот проект постоянно тормозился и не был реализован.

Но идея «построить» налоговых консультантов пришлась по душе нынешнему руководству ФНС России.

В недрах ведомства подготовлен 30-страничный проект Закона «О налоговом консультировании». Как заявлено в преамбуле, он подготовлен «в целях оказания содействия в своевременной и полной уплате налогов и (или) сборов и обеспечения защиты прав и законных интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Если до сих пор все вокруг понимали, что «защита прав и законных интересов участников налоговых отношений» состоит в противодействии нарушениям, массово допускаемым налоговыми органами (в этом налоговые консультанты оказывают налогоплательщикам эффективную помощь), то законопроект ФНС России вносит свежую струю: налогоплательщиков следует оберегать от консультантов.

Консультируемых лиц предложено наделить рядом прав: самостоятельно выбирать налогового консультанта и заключать с ним договор, получать от него информацию, разъяснения и рекомендации, требовать соблюдения тайны налогового консультирования (ст. 20). Можно подумать, что этих прав у налогоплательщиков отродясь не бывало и ради них стоило огород городить.

Нет, суть – в возможности «информировать саморегулируемую организацию налоговых консультантов о фактах ненадлежащего налогового консультирования». ­Таковым, надо полагать, будут признаваться на практике все случаи, когда позиции консультантов и налогового ведомства не совпадут.

За жалобой должны последовать плановые и внеплановые внутренние и внешние проверки качества работы налоговых консультантов. Внешние проверки про­во­дятся, естественно, «уполномоченным федеральным органом» (читать: ФНС России). Пунктом 8 статьи 24 проекта Закона определяется, что «порядок назначения и проведения внешней проверки качества работы налогового консультанта, налоговой консультации, а также порядок вынесения решения по ее результатам устанавливаются уполномоченным федеральным органом». Следствием такого решения может быть приостановление членства или исключение из «саморегулируемой» организации налоговых консультантов, где все они ­должны состоять.

Время от времени, весьма редко, между налогоплательщиками и их консультантами, аудиторами действительно возникают споры о качестве работ. Но эти споры успешно разрешаются судами. Нет ни общественной значимости, ни иной необходимости в регулировании профессии налоговых консультантов, тем более в установлении тотального контроля над ними налоговых органов.

Я бы не удивился, если бы подобный законопроект возник во времена сердюковского руководства ФНС России. Но теперь, когда ведомство позиционирует себя сервисной службой, осваивающей передовые технологии, активно взаимодействующей на международном уровне, появление держимордовского законопроекта выглядит рудиментарно. Или это оригинальный способ снизить число налоговых споров и повысить место нашей страны в рейтинге Doing Business?