Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Новое в ТЦО

27, Мая 2014
СОБЫТИЕ:
Конференция «Трансфертное ценообразование»,
3–4 апреля 2014 г.,
«Рэдиссон Блу Белорусская», Москва

ОРГАНИЗАТОРЫ:
Regent Capital Communications

УЧАСТНИКИ:
представители компаний металлургической, нефтегазовой и телекоммуникационной отраслей, производственных предприятий и автомобилестроения, юристы 
 
 
Открывая конференцию, начальник сводно-аналитического отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, канд. экон. ­наук Надежда Кузьмина рассказала о результатах работы по разъяснению законодательства в области трансфертного ценообразования (ТЦО).
 
Из общего количества вопросов, поступивших в ведомство от налогоплательщиков, 46,5% связаны с методом признания сделок контролируемыми, в том числе: 36,5% – с порядком определения суммовых критериев и 10% – с порядком признания лиц взаимозависимыми. В 20% случаев затрагивались проблемы применения методов ценообразования при определении доходов для целей налогообложения. 9% вопросов относятся к порядку представления уведомлений о контролируемых сделках, их заполнению и ответственности за непредставление.
 
Снять возникающие вопросы призваны письма Минфина России в адрес ФНС России. В письменных разъяснениях расставлены акценты на вексельных сделках, займах, кредитах, в связи с чем создана специальная рабочая группа.
 
ФНС России, в свою очередь, также выпустила письма по банковским операциям.
 
Докладчик обратила особое внимание на последние законодательные изменения, такие как выведение сделок между налогоплательщиками, совершаемых при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении из перечня контролируемых1, и выведение из-под контроля межбанковских кредитов (депозитов) со сроком до семи календарных дней включительно2.
 
Представитель финансового ведомства указала на нестыковку в Налоговом кодексе РФ: притом что дается определение понятия «однородные сделки», термин «группа однородных сделок» не уточнен. В связи с этим Минфин России перечислил критерии, которые должны учитываться при включении сделок в группу однородных.
 
Налогоплательщик вправе, руководствуясь принципом полноты и достоверности сопоставимых параметров, самостоятельно определить перечень сделок, входящих в группу. Отражение в уведомлении соответствующей информации в изложенном порядке является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Подчеркивается, что по группе однородных сделок метод сопоставимых рыночных цен (I метод) неприменим. По группе однородных сделок Налоговый кодекс РФ разрешает использование для определения цены методов начиная со II.
 
Минфин России проанализировал вопрос о декларировании контролируемых сделок, рассмотрев при этом и международный опыт, в том числе стран – участников ОЭСР.
 
ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ

От 16.08.2013 № 03-01-18/33535

Освещает вопросы:
- определения фактической доли косвенного участия в контролируемых сделках;
- определения суммовых критериев (специфика банковского сектора);
- особенностей использования информации при расчете интервала рыночных цен.

От 16.08.2013 № 03-01-18/33520

Предусматривает в качестве условий включения сделок в группу однородных совпадение:
- выполняемых стороной анализируемой сделки функций;
- метода, используемого при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица;
- выбранного показателя рентабельности по деятельности, осуществляемой лицом в анализируемой сделке;
- фактических показателей рентабельности сопоставимых организаций, определенных на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с п. 1 ст. 105.8 НК РФ (с учетом видов экономической деятельности, предусмотренных ОКВЭД либо международными или иными классификаторами), или сделок, совершенных налогоплательщиком с независимыми лицами.

Надежда Кузьмина рассказала об изменениях, которые планируется внести в главу V.1 НК РФ. На портале www.regulation.gov.ru для общественного обсуждения размещен подготовленный Минфином России законопроект о симметричных корректировках. Этот документ направлен на улучшение положения налогоплательщика и его контрагента. Последний в случае осуществленной налогоплательщиком добровольной корректировки будет иметь возможность также ее провести.
 
Минфин России проверяет жизнеспособность правил ТЦО. На встрече G8 и руководства ОЭСР страны-участники пришли к выводу, что ТЦО необходимо, однако Руководство Организации по правилам трансфертного ценообразования для транснациональных компаний нуждается в доработке. Кроме того, участники конференции узнали о выработке подхода master-файл, позволяющего обмениваться информацией между налоговыми органами по трансграничным сделкам.

Предусматривается, что информация о налогоплательщике может быть передана в другой налоговый орган. Этот вопрос обсуждается в связи с Планом действий BEPS. Следуя одной из тенденций – стремлению к открытости и прозрачности, Минфин России предложит соответствующие изменения в раздел V.1 НК РФ.
 
Проверка показала, что самым распространенным стал IV метод определения сопоставимых сделок по правилам ТЦО, так как информацию для применения I метода (приоритетного) зачастую бывает трудно найти.
 
На конференции прозвучал вопрос: считает ли Минфин России возможным легализовать Руководство ОЭСР по ТЦО и насколько это применимо для России? Надежда Кузьмина отметила, что сейчас министерство завершает кропотливую работу по переводу последней главы Руководства. Все указанные там правила применить невозможно, так как Россия пока не вступила в Организацию. Тем не менее при трансграничных сделках налогоплательщик может использовать Руководство ОЭСР. Более того, несмотря на существующие принципы ООН по ТЦО, Минфин России взял за основу именно документ, разработанный ОЭСР.
 
Заместитель начальника отдела методологии и анализа ценообразования Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Леонид Петров рассказал о первых результатах «уведомительной» кампании по ТЦО, которая в целом прошла успешно.
 
По прошлому году около 4,5% уведомлений подано позже срока. Одной из основных причин стало то, что обязательные поля не были заполнены. Такие уведомления были возвращены как ошибочно заполненные. В случае направления протокола об отказе в получении уведомления оно считается принятым с задержкой сроков. На таких налогоплательщиков наложен штраф. Задержки могут быть вызваны также тем, что вторая сторона сделки не направила уведомления. Территориальный налоговый орган ведет активную работу, в частности направляет запросы в связи с тем, что налогоплательщик некорректно заполнил поля в уведомлении. 
 
Как напомнил докладчик, согласно изменениям в статью 105.14 НК РФ из контролируемых сделок исключены сделки по военно-техническому сотрудничеству3.
 
Проанализировав поступающие сведения, ФНС России выпустила разъяснения о составе документации, подготовленные в соответствии с международной практикой4. Они носят рекомендательный характер, не преду­сматривая для налогоплательщиков санкций. Налогоплательщик вправе самостоятельно дополнить перечень.
 
После назначения проверки налогоплательщик должен представить соответствующую документацию. 
 
Другая сторона также может быть проверена на предмет того, насколько корректно применена налогоплательщиком методика формирования цены.
 
ФНС России выпустила несколько писем: по ценным бумагам, финансовым инструментам, о порядке проведения симметричных корректировок по итогам проверок.
 
Как рассказал Леонид Петров, налоговая служба готовит документ по определению критериев риска в сделках по ТЦО. В этом документе, который сейчас проходит внутреннее согласование, определены общие подходы. При сопоставлении сделок, которые могут приниматься во внимание при назначении проверок, также учитывалась международная практика. Основная цель – раскрыть единые подходы ФНС России при назначении проверок.
 
Кроме того, выделены группы факторов, выявляющие повышенные риски в сделках. Выступающий подчеркнул, что будут учитываться все критерии в совокупности. При этом внимание станет уделяться и условиям, которые могут свидетельствовать о повышенных рисках.
 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Минфин России проанализировал опыт разных стран.
- По типу сделок: Австралия, Венесуэла, Вьетнам, Дания, Египет, Канада, США, Новая Зеландия, Финляндия, Китай.
- По контрагентам: Венесуэла, Вьетнам, Египет, Канада, Китай, США.
- По предмету сделок: Россия.
 
Отвечая на вопросы о формах уведомлений по группировке сделок, представитель ФНС России отметил, что налоговая служба придерживается подхода, по которому требуется полное раскрытие сделок (в споре с Минфином России), и готова защищать свою позицию в суде. ФНС России считает необходимым трактовать каждую операцию исходя из ее экономической сущности. Каждый случай будет рассматриваться с учетом конкретных условий: ситуации на рынке, сезонности и т. п.
Начальник отдела по трансфертному ценообразованию «Стройгазконсалтинга» Лариса Вереникина отметила, что компания представила 115 000 уведомлений по контролируемым сделкам листа А (!).
 
Все производство компании имеет длительный цикл. Для таких предприятий существует особый порядок отражения данных. Выручка определяется по готовности изделия или по завершении выполненных работ, оказанных услуг и изготовления продукции в целом. Хотя чаще всего производственные предприятия применяют метод по готовности продукции, компания использовала метод сопоставимой рентабельности.
 
О развитии и постмониторинге функций ТЦО в группе компаний SOLLERS рассказала Ольга Тырышкина, директор по управлению рисками и внутреннему аудиту. Группа имеет обособленные подразделения, в которых применялся сравнительный анализ данных. В связи со сложностью вопроса была создана специальная рабочая группа по ТЦО. В результате тщательного изучения законодательства, взаимодействия с внешним консультантом и с обществами (девятью юридическими лицами) часть информации была переведена в техническую составляющую. Были спланированы все бизнес-процессы:
  • установлена система взаимодействия с бизнес-подразделениями группы компании;
  • велся постоянный мониторинг отражения прибыли и убытков (гл. 25 НК РФ);
  • организовано взаимодействие с налоговыми органами по вопросам ТЦО через корпоративный центр.
Сделки группировались по верхнему уровню ПБУ. В компании применялся I метод ТЦО, но, поскольку ранее ФНС России заявляла, что будет привлекать менеджеров и технических специалистов, метод использовался с последующей корректировкой исходя из количественных показателей. Также при выплате бонусов корректировалась выручка.
 
Главный эксперт налогового департамента «КЭС Холдинга» Дмитрий Бабенко отметил, что в компании был автоматизирован процесс выявления и мониторинга контролируемых сделок. В зоне ответственности находится более 80 компаний, часть операций учитывается в системах 1С, SAP, Excel. Были выявлены контролируемые сделки, при этом доходы учитывались по правилам главы 25 НК РФ, а уведомления – на основе бухучета.
 
ФАКТОРЫ РИСКОВ В СДЕЛКАХ

- Значительное количество сделок налогоплательщика, осуществляемых с различными юрисдикциями (офшорами).
- Существенное снижение выручки по сравнению с показателями налогоплательщика в прошлых периодах.
- Значительное увеличение выручки и рентабельности налогоплательщика в других юрисдикциях (перераспределение прибыли в пользу офшора).
- Убытки за пользование НМА, займами и т. п.
- Высокие внереализационные расходы по займам и НМА.
- Признаки недобросовестности у контрагента налогоплательщика.
- Доказанное ранее участие в схемах. Несоблюдение принципа должной осмотрительности в сделках с контрагентами, находящимися в тени.
- Сделки, выявленные налоговыми органами в ходе камеральных или выездных проверок (умышленное или неумышленное непредставление информации о контролируемых сделках).

ПРИЗНАКИ РИСКОВ
- Отсутствие информации о контрагенте в открытых источниках, базах или системах (нет сайта, адреса и т. д.).
- Оборот товаров биржевой торговли. В данном случае увеличиваются риски для манипулирования ценами.
- Сделки по слиянию и поглощению (M&A).
- Снятие и постановка на учет в связи с изменением адреса учета без объективных обстоятельств.
- Несоответствие количества сотрудников тому, что заявлено в отчетности.
- Непредставление налогоплательщиком сведений о контрагенте.
 
На первом этапе формировался перечень взаимозависимых лиц, далее проводки отбирались по операциям – с контрагентами из перечня взаимозависимых лиц и со всеми иностранными контрагентами (потом выявлялось взаимозависимое лицо). После этого проводки разделялись по доходам и расходам и формировался формат вывода отчета по мониторингу контролируемых сделок в SAP – сокращенный и расширенный. Проводился анализ сделок c взаимозависимыми компаниями – отбор пар контрагентов с объемом сделок более 60 млн руб., проверка взаимозависимости и проверка на наличие дополнительных критериев контролируемых сделок (НДПИ, спецрежимы и т. д.). Сделки по начислению процентов по облигациям, сделки через агентов выявлялись вручную, так как полной автоматизации этот процесс не поддается. Наконец формировался общий перечень контролируемых сделок.
 
Выступление руководителя учета и контролинга ­Северо-Восточного региона «Нокиа Солюшнз энд Нетворкс» Ирины Гридневой было посвящено ТЦО в сделках по использованию интеллектуальной собственности. Компания продает оборудование, лицензиар – иностранное юридическое лицо, товарный знак зарегистрирован в Роспатенте. Ноу-хау принадлежит одной из компаний группы (лицензиат), которая платит роялти по этим договорам как фиксированный процент от чистой выручки, полученной на территории РФ. 
 
Для обоснования метода определения рыночной цены были собраны сведения о существующих подходах к ценообразованию у лицензиара и лицензиата; запрошены у лицензиара аналогичные договоры с независимыми лицами; собраны данные о расходах лицензиата, связанных с продвижением товарного знака на территории РФ; запрошена информация о сумме и распределении доходов от всех стран, полученных лицензиаром в виде роялти за товарный знак, являющийся предметом договора; сопоставлена финансовая отчетность лицензиара и лицензиата за период действия договора. Компания-лицензиар работает по всему миру и отчитывается по МСФО, в связи с чем были выявлены некоторые трудности. В результате был применен метод сопоставимой рентабельности, так как с его помощью можно посчитать рентабельность расходов лицензиата и лицензиара. 
 
Вопрос ценообразования при установлении процентных ставок по займам, кредитам и иным заимствованиям между взаимозависимыми лицами затронул начальник отдела ТЦО компании «Ерохим» Алексей Бесфамильный. По сделкам с займами рекомендован метод сопоставимой рыночной цены5. Однако функции банков могут не совпадать. Сделки банков между взаимозависимыми компаниями могут быть не приняты из-за существующих рисков. Исходя из этого, компания применяет следующую формулу:
 
базовая ставка займа (БСЗ) = базовая ставка + + риск-премия заемщика + страновой риск.
ФОРМУЛА

Базовая ставка определяется по значениям кривой доходности государственных облигаций: для USD – казначейских облигаций США (либо ставка Libor); EUR – ставка Euribor; RUR – Mosprime (до 12 мес.) и ОФЗ (более 12 мес.) на период Y лет.

Риск-премия заемщика вычисляется двумя способами:
- по уровню спреда доходностей облигаций на дату предоставления займа с кредитным рейтингом, равным рейтингу заемщика и базовой USD своп-кривой, соответствующей кредитному рейтингу (АА banks);
- по величине ставки аналогичного кредита / займа между третьими лицами за вычетом базовой ставки (по Закону № 227-ФЗ условия должны быть сопоставимы).

Страновой риск заем­щика определяется на основании спреда доходностей суверенных облигаций кредитора и заемщика в одной и той же валюте. Если превышена доходность суверенных облигаций заемщика над суверенными облигациями кредитора на временном горизонте, равном сроку кредита, разница принимается как величина странового риска. Иначе страновой риск заемщика предполагается равным нулю.
 

Как отметил докладчик, преимущества этой формулы в том, что она учитывает валюту, в которой выдаются ­займы, страновой риск как заемщика, так и заимодавца, а также снижает риск оспаривания ставок ФНС России как необоснованно завышенных. В качестве источников для информации при расчете используются Thomson Reuters, Bloomberg. Методика была опробована в Швейцарии, на Кипре и в Нидерландах.

 
Материал подготовила Стелла Саакова, 
выпускающий редактор журнала «Налоговед»

1 См.: Федеральный закон от 30.09.2013 № 268-ФЗ.

2 См.: Федеральный закон от 28.12.2013 № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона „О рынке ценных бумаг“ и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

3 См.: Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4 См.: письмо ФНС России от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433@ «О подготовке и пр едставлении документации в целях налогового контроля».

5
См.: Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогооб­ложения» (­далее – Закон № 227-ФЗ).