Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Византийская кухня

27, Мая 2014
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук 
 
Все нормы Налогового кодекса РФ, в последние годы признанные Конституционным Судом РФ не соответствующими Основному Закону, были добавлены в законопроекты на этапе второго чтения. К такому выводу в результате анализа пришел сам Суд. Он заметил проблему ставшего уже почти обыденным нарушения конституционного порядка принятия законов о налогах, что, в свою очередь, приводит к массовым нарушениям прав и интересов налогоплательщиков.
 
Состав этих нарушений хорошо виден на примере недавно принятого закона, которым была введена обязанность граждан информировать налоговые орга­ны о принадлежащих им объектах недвижимости и транспортных средствах, установлена ответственность за «молчание», урезана льгота для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и т. д.
 
Ничего из перечисленного не было в законопроекте № 419226-6, внесенном 27 декабря 2013 г. группой депутатов. Предлагалось лишь отменить обязанность налогоплательщиков информировать налоговые органы об открытии счетов в банках, а также расширить предмет контроля налоговых органов (не только налоги и сборы, но и иные обязательные платежи).
 
Через два месяца, 25 февраля 2014 г., законопроект объемом в четыре страницы был принят в первом чтении с предложением представить поправки.
 
19 марта на сайте Госдумы был опубликован текст законопроекта ко второму чтению, разбухший до 20 страниц. Спустя два дня, 21 март, нижняя палата приняла его сразу в двух чтениях и направила в Совет Федерации, которому понадобилось всего четыре дня, чтобы одобрить закон (26 марта). Не задержался и Президент РФ: 2 апреля закон был подписан.
 
Эта история позволяет сделать несколько выводов.
 
В стране не существует единого продуманного четкого плана реформирования налогового законодательства, открытого для общества и согласованного с заинтересованными кругами.
 
Основные направления развития налогового законодательства, утвержденные Правительством РФ, служат планом лишь для ведомства, отвечающего за бюджет, но не для всего государства.
 
Идеи изменить правовое регулирование даже по весьма важным вопросам возникают спонтанно, хаотично.
 
«Внеплановость» налогового нормотворчества определяет стиль прохождения законопроектов. Его отличают стремительность и закрытость, характерные более для спецоперации, чем для парламентской процедуры.
 
Правительство РФ формально устранено из процесса налогового законотворчества. Статья 104 Конституции РФ предусматривает, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Но по законопроектам, которые вносятся депутатами, по обыкновению Госдумы не требуется заключения Правительства РФ – вполне достаточно официального отзыва, представленного к ­первому чтению. Мнение Правительства РФ о поправках, вносимых на этапе второго чтения, вовсе ­игнорируется, так как его отзыв не требуется.
 
При этом фактически через депутатские поправки продвигаются налоговые инициативы Правительства РФ, когда оно по разным причинам хочет уклониться от ­соблюдения принятой им же процедуры, или отдельных ведомств. Установившийся порядок больше напоминает византийскую практику дворцовых интриг, непрозрачную и полную неожиданностей.
 
Стиль предопределяет и форму. Госдума в целом явно не подходит для принятия законопроектов «в ходе спецоперации». Поэтому вся практическая работа сосредоточивается в профильном госкомитете, который кулуарно проводит все необходимые согласования. Афишируется лишь конечный результат, когда внедумская публика (а также непрофильные депутаты) уже не в состоянии что-либо предпринять.
 
Именуемые поправками изменения первоначального законопроекта на деле являются новыми положениями, зачастую не имеющими никакого отношения к изначальному предмету документа. Налицо нарушение принятого самой же Думой решения: представить ко второму чтению поправки, а не что-либо другое.
 
Принятые стиль и форма налогового законотворчества приводят к тому, что игнорируются иные требования, предъявляемые к регулированию отношений в сфере предпринимательства, например необходимость оценки регулирующего воздействия принимаемого закона.
 
Дума не только законодательный, но и представительный орган. Важно не только то, что она делает, но и то, как она действует. Тем более что порядок и стиль работы напрямую влияют на качество результата.
 
В современных условиях подвигнуть законодателей изменить практику может КС РФ, если ему хватит решимости признать норму налогового законодательства не соответствующей Конституции РФ по основанию нарушения принципов налогового законотворчества. Этот смелый и ответственный шаг, пожалуй, единственный способ попытаться навести порядок на византийской кухне, готовящей перченые налоговые блюда.

С уважением,
С.Г. Пепеляев