Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Повышение прозрачности российского бизнеса и деофшоризация: возможности и вызовы

07, Апреля 2014
СОБЫТИЕ:
Налоговая конференция в рамках ежегодной Недели российского бизнеса РСПП
17 марта 2014 г., Москва
 

Открывая дискуссию, президент РСПП А.Н. Шохин подчеркнул, что Неделя российского бизнеса традиционно начинается с налоговой конференции, что свидетельствует о внимании к фискальной нагрузке. Согласно опросам РСПП, на первом месте в тройке основных проблем российского бизнеса нехватка квалифицированных кад­ров, на втором – инфляция, а на третьем – фискальная нагрузка, вопрос о которой существен для 40% компаний-респондентов.

Тезис «не повышать налоговую нагрузку» исключен из основных документов государственных органов, ответственных за налоговую политику в стране. Но, как указал А.Н. Шохин, введено понятие фискальной нагрузки, расширившее круг возможных проблем. Так, предстоят дискуссии о совершенствовании регулирования страховых выплат, среди которых приоритетны выплаты по страхованию опасных объектов.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ А.Н. ШОХИНА

РСПП проводит инвентаризацию налоговых льгот. Цель – не отменить льготы, а оставить эффективные льготы, то есть хорошо администрируемые и востребованные бизнесом. Стоит подумать над введением универсальных льгот, которыми могли бы воспользоваться любые компании и предприниматели.
 
Перейдя к заявленной теме конференции, А.Н. Шохин напомнил, что она выбрана неслучайно: год назад Президент РФ дал старт процессу деофшоризации российской экономики. По словам докладчика, необходимо определить многочисленные причины вывода активов в офшоры, и не только налоговые. Например, для бизнеса важна защита прав собственности.


Для деофшоризации экономики важны стимулы как налоговые – эффективное налоговое администрирование, так и неналоговые – совершенствование системы финансовой отчетности, электронный документооборот и т. д.

В заключение своего выступления А.Н. Шохин отметил, что не стоит добиваться запрета регистрации компаний в других юрисдикциях. Нужны меры, которые стимулировали бы бизнес платить налоги в российский бюджет.

Заместитель министра финансов РФ С.Д. Шаталов сообщил, что в мае планируется внести соответствующий законопроект в Госдуму1.

Выводу капитала в офшоры способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Применяя их, компании добиваются порой двойного неналого­обложения. К тому же несовершенство правил налогового контроля за трансфертным ценообразованием (ТЦО), хотя они постоянно обновляются, не позволяет пока налоговым органам оценить бизнес в целом. Россия, как и другие страны, заинтересована в том, чтобы ограничить такую практику. Цель – не ликвидировать офшоры, которые, по словам выступающего, «не безусловное зло», а пересмотреть правила налогообложения в таких ситуа­циях.

Ничего принципиально нового Минфин России не предлагает.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ МИНФИНА РОССИИ

Определить резидентство юридических лиц. Если компания учреждена в России, то и платить налоги со всех доходов, полученных от ведения деятельности по всему миру, она должна в РФ. Если же организация зарегистрирована за рубежом, то она уплачивает налоги только с прибыли, полученной в РФ.

Определить суть контролируемых иностранных компаний (КИК) в случаях, когда иностранный бизнес контролируется российскими резидентами – юридическими или физическими лицами.
 
Планируется создать список юрисдикций с льготным налогообложением, при этом имеются в виду не только льготные ставки, но и, в частности, освобождение от налогообложения отдельных видов доходов. Этот список будет шире того, что существует сейчас в отношении уплаты налога с дивидендов. У компаний, которые попадут в него, могут возникнуть налоговые обязательства, и тогда нужно будет выяснять, как распределяется полученная прибыль. По сути, вводится аналог налога на вмененный доход.

Выступающий также добавил, что предлагаемое регулирование должно сопровождаться надлежащим администрированием: российские налоговые органы должны обладать достаточной информацией о таких компаниях, что поднимает вопрос об обмене данными между налоговыми службами разных стран.

С.Д. Шаталов выразил надежду, что в ближайшее время будет ратифицирована Конвенция ОЭСР по обмену информацией, подписанная РФ в 2012 г. Минфин России уже подготовил типовой проект соглашения об обмене сведениями в первую очередь для юрисдикций, с которыми не планируется заключать соглашения об избежании двойного налогообложения.

По мнению заместителя министра экономического развития РФ С.Ю. Белякова, важно не то, жесткие или нет предлагаются меры, а то, насколько они позволят решить поставленные Президентом РФ задачи. Возникает вопрос, как можно бороться налоговыми мерами с неналоговыми причинами ухода прибыли в офшоры. Как заметил докладчик, основная проблема состоит в неспособности российского законодательства защитить активы, а какие-либо меры в этом отношении пока не предлагаются.

Необходимо стимулировать компании перерегистрировать бизнес в РФ. Минэкономразвития России предлагает уменьшить установленную в законодательстве для льготного налогообложения дивидендов долю владения в иностранной компании с 50 до 20%.

Судебная система, корпоративное законодательство и правоприменение заставляют бизнес уводить активы в офшоры, иначе развитие невозможно. К сожалению, в России практически любые правонарушения расцениваются как преступления. Обсуждается инициатива приравнять получение необоснованной налоговой выгоды к уклонению от уплаты налогов. Если вывод о допустимости или недопустимости налоговой оптимизации станет делать следователь, вряд ли это вернет бизнес в Россию.

По мнению заместителя руководителя ФНС России Д.В. Егорова, сейчас все более актуальным становится вопрос о том, какой подход в налоговом администрировании и при разрешении споров применять – внутрироссийский или международный. С точки зрения выступаю­щего, подход должен быть единым, сформированным на основе позиций ОЭСР. В таком случае и налогоплательщики будут понимать, что от них хочет власть той или иной страны. Д.В. Егоров также сообщил, что российская налоговая служба готова к обмену информацией с другими странами. А инструменты налогового контроля следует использовать в зависимости от того, насколько открыто компания работает.

Генеральный директор Службы финансово-экономической информации «Интерфакса» С.Ю. Яковлев представил результаты исследования.

По данным СПАК за декабрь 2013 г., в России зарегистрировано больше 100 тыс. компаний с иностранным участием (всего организаций 4,5 млн). Собственников около 30% компаний, зарегистрированных в офшорах, удалось идентифицировать – ими оказались и физические, и юридические лица.

В некоторых странах, отметил выступающий, было сложно получить информацию о собственниках. Это тем более трудно сделать в случаях, когда имеется цепочка компаний. Кроме того, в ЕГРЮЛ нет информации о собственниках ЗАО, поскольку реестр собственников такой формы организации ведет сама компания. Даже если ЗАО представит нужные данные, неясно будет, насколько они соответствуют действительности и как их проверить.

В завершение конференции было отмечено, что в условиях кризиса государство принимает меры на краткосрочную перспективу, притом что требуется как минимум на среднесрочную.


1 См. проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций)», 18 марта 2014 г. опубликованный на сайте Минфина России:  http://www.minfin.ru/ru.