Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговые маневры – 2014

07, Апреля 2014
СОБЫТИЕ:
Бизнес-конференция,
19 февраля 2014 г., Москва

ОРГАНИЗАТОР:
РБК

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР:
юридическая компания «­Пепеляев Групп»

УЧАСТНИКИ:
представители Минфина России, ФНС России, налоговые юристы, адвокаты, налоговые менеджеры крупных российских и международных компаний
 

Сессия 1. Новое в политике, законодательстве и практике

Открывая встречу, руководитель аналитической службы компании «Пепеляев Групп» В.М. Зарипов представил рейтинг важнейших налоговых событий 2013 г.1, в котором отмечены события, оказавшие наиболее значимое влияние на состояние делового климата в России и дальнейшее развитие налоговой системы.

В.И. Голишевский, начальник отдела методологии и анализа цен Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России, напомнил, что в конце прошлого года был принят ряд федеральных законов, которыми внесены изменения в том числе в нормы Налогового кодекса РФ о контроле за трансфертным ценообразованием (ТЦО). Тем самым законодатель показывает, что приоритетным становится контроль как за внутригрупповыми сделками в стране, так и за трансграничными.

В конце 2013 г. успешно завершилась кампания по сдаче налогоплательщиками уведомлений о контролируемых сделках. В основном уведомления были поданы в электронном виде. Ведется работа по заключению соглашений о ТЦО, до июля будет проводиться риск-анализ информации из уведомлений, чтобы выбрать подлежащих контролю налогоплательщиков. В отношении некоторых из них проверки уже начаты.

К СВЕДЕНИЮ (Из выступления В.И. Голишевского)

ФНС России ведет работу по внедрению обмена информацией с налоговыми органами других стран по телекоммуникационным каналам связи, уже действует пилотный проект с Финляндией.
 

В.М. Зарипов попросил прокомментировать досадную ситуацию, с которой столкнулись некоторые компании, подавшие уточненные уведомления. Налоговые органы сделали вывод, что одно из уведомлений содержит недостоверную информацию, и привлекли таких налогоплательщиков к ответственности.

В.И. Голишевский указал на то, что Налоговый кодекс РФ в таком случае не освобождает от ответственности2, как это предусмотрено, например, при подаче уточненной налоговой декларации.

Из зала было сделано замечание, что еще до подачи уведомления о контролируемых сделках налогоплательщикам приходили письма территориальной налоговой инспекции о даче пояснений (подтверждении) об обороте, которого нет. Выступающий подчеркнул, что за налогоплательщиком остается право не отвечать на такой запрос. Информация, которой владеют налоговые органы, подтвердится или не подтвердится в ходе налоговой проверки (см. текст на полях).

СОВЕТ ЮРИСТА (Г.Н. Тимоничев)

Компаниям следует скоординировать работу подразделений, которые подают информацию о своей деятельности в госорганы, готовят для них документы. Например, в составе бухгалтерской отчетности подаются пояснительные записки с указанием аффилированных лиц – такую информацию налоговые органы используют при анализе уведомлений о контролируемых сделках.

Как относиться к таким запросам налоговых органов: занять позицию «по закону» или все же предоставить информацию и в каком виде – справочно или с приложением копий документов? По этому вопросу юрист предложил быть открытыми, не допускать и сглаживать напряжение в отношениях с налоговыми органами.
 

По словам В.И. Голишевского, основной критерий назначения проверки ТЦО – это непредставление налогоплательщиком уведомления о контролируемой сделке (о чем ФНС России извещает территориальный налоговый орган), свидетельствующее о неисполнении налоговой обязанности.

Г.Н. Тимоничев, юрист «Пепеляев Групп», сделал обзор последних событий в сфере налогового контроля за ТЦО3. Он постарался ответить на вопросы о том, как вести себя налогоплательщику в период, когда уведомление подано, но проверка еще не назначена, и где налоговые органы берут данные об оборотах налогоплательщиков и суммах сделок еще до того, как получены уведомления. Он также подробно рассмотрел правила ТЦО по займам.

Доклад О.С. Думинской, советника отдела налога на добавленную стоимость Управления налогообложения юридических лиц ФНС России, был посвящен последним изменениям в законодательстве о НДС, задачам, которые стоят перед Службой и компаниями в ближайшей перспективе в связи с переходом на электронный документооборот.

В связи с принятием Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» совместно с Минфином России ведется работа над новыми разделами декларации по НДС. К 2015 г. будут подготовлены новые формы книг покупок и продаж, учета счетов-фактур.

Выступающая также рассказала о реализации плана мероприятий «Совершенствование налогового администрирования»4. Один из вопросов – определение момента возникновения права на вычет НДС. Он актуализировался при переходе на выставление счетов-фактур в электронном виде (для такого способа передачи данных момент установлен). Решено, что будет предоставлен выбор: если счет-фактура получен до 20-го числа месяца сдачи отчетности, то налогоплательщик вправе заявить вычет либо в этом отчетном периоде, либо в следующих любых периодах после 20-го числа.

К СВЕДЕНИЮ (О.С. Думинская)

ФНС России совместно с территориальными налоговыми инспекциями планирует проработать возможность снижения планки для применения заявительного порядка возмещения НДС.
 

Партнер «Пепеляев Групп» А.А. Никифоров про­анализировал судебную практику по вопросам налогового администрирования и налоговой выгоды и сделал вывод о заметном ухудшении положения налогоплательщиков. Зачастую в судебных актах, в том числе ВАС РФ, нет определенности, встречается оговорка, что позиция суда распространяется на схожие дела. Это позволяет налоговым органам доказывать в суде отсутствие схожести спора и, соответственно, неприменение таких судебных актов.

В спорах о необоснованной налоговой выгоде перед судами встают вопросы о проверке реальности операции, об основаниях переквалификации сделки налогоплательщика, о наличии у него деловой цели и должной осмотрительности. Докладчик заметил, что ВАС РФ отстраняется от рассмотрения этой категории дел. Нижестоящие суды все чаще требуют у налогоплательщика экономический расчет полученной выгоды и обоснование деловой цели. В таких спорах на фоне ­субъективизма судов все бо’льшую актуальность приобретают мнения специалистов, результаты экспертизы.

Выступающий напомнил о недавних изменениях Налогового кодекса РФ и принятом Пленумом ВАС РФ Постановлении5 в части налогового администрирования, в том числе о заявительном порядке ознакомления налогоплательщика с материалами налоговой проверки. Он посоветовал участникам конференции обязательно использовать это право и знакомиться со всеми материалами, поскольку к акту проверки прилагаются только копии документов, подтверждающих правонарушение.

Не урегулирована процедура ознакомления с документами – на практике возникает вопрос: можно ли копировать, фотографировать материалы проверки? В законе нечетко ограничено право налоговых органов истребовать документы налогоплательщика во время проверки. Зачастую налоговые органы направляют требование за день до ее приостановления, тем самым продлевая срок проверки. К тому же укореняется практика проведения опросов сотрудников налогоплательщика на комиссиях в период приостановления проверки (см. текст на полях).

СОВЕТ ЮРИСТА (А.А. Никифоров)

Если не удается вовремя представить документы по требованию налогового органа, следует сообщить об этом в инспекцию, указав в письме объективные причины пропуска срока. Впоследствии это письмо поможет при доказывании отсутствия вины в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, и при представлении материалов в суд, который может не принять документы, если объективных причин их непредставления в налоговый орган не было.
 

Сессия 2. Процессы деофшоризации и другие ожидаемые изменения в налоговой системе

Н.А. Кузьмина, начальник сводно-аналитического отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, рассказала о том, что будет заложено в Основных направлениях налоговой политики на ближайшие периоды6.

Предложения главным образом связаны с налоговым администрированием, поскольку стоит задача поднять уровень Российской Федерации в рейтингах, прежде всего в рейтинге Doing Business. Будут предложены меры по развитию территорий, привлечению инвестиций. В частности, обсуждаются пятилетние налоговые каникулы не только по налогу на прибыль, но и по региональным налогам; налоговые каникулы для вновь создаваемых индивидуальных предпринимателей и организаций с четкой процедурой контроля, чтобы не допустить злоупотреблений – формальной перерегистрации бизнеса для получения льготы.

Кроме того, необходимо гармонизировать ставки акцизов, в первую очередь на табачные изделия, предотвратить ввоз в страны Таможенного союза контрафактного сырья.

ПО ПЛАНУ BЕPS

Согласно отчету ОЭСР «О размывании налогооб­лагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения» информация налоговых органов разных стран будет обобщена в «мастер-файле», при этом основной акцент делается на инвестиционных и финансовых операциях. Цель – увидеть картину ведения бизнеса и конечного получателя дохода.
 

Участники конференции обсудили предлагаемые государством меры налогового характера, направленные на деофшоризацию экономики, и пришли к выводу, что в краткосрочной перспективе их принятие вряд ли положительно скажется на бюджете. Лишь в среднесрочной перспективе они могут стать сдерживающим фактором.

Было замечено, что проблемы связаны в первую очередь с финансированием российского бизнеса – в нашей стране брать деньги в долг невыгодно. Иметь бизнес в Российской Федерации при его правильном структурировании выгодно в части налогообложения, но компаниям и их собственникам важнее другое – выход на международный рынок, передача активов наследникам. Эти вопросы российским законодательством не урегулированы.

Есть проблема с определением понятия «бенефициарный собственник», которое ОЭСР многие годы пытается сформулировать. Минфин России обсуждает идею введения такого термина в Налоговый кодекс РФ только для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения. Обсуждается также введение понятия налогового резидентства организации, основанного на критерии места фактического управления ею.

В заключение ведущий юрист «Пепеляев Групп» П.А. Попов рассказал о новшествах в налогообложении долговых обязательств и торговли финансовыми инструментами7. Он обратил внимание на неясности в применении новых правил. Так, в части признания процентов доходом и расходом на конец каждого месяца независимо от сроков выплат, предусмотренных договором, непонятно, что делать с налоговыми периодами до 1 января 2014 г. Было замечено, что со следующего года усложняется обоснование убытка от уступки прав между взаимозависимыми лицами – у налоговых органов появляется право на контроль ТЦО.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ О КЛЮЧЕВЫХ НАЛОГОВЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ
2013–2014 гг.
Самое важное в налоговой сфере в 2013 г.?
В. Курганов, руководитель налогового департамента LG Electronics: опыт подготовки уведомлений по ТЦО.
В. Попов, руководитель дирекции «Уралсиба»: подписание Конвенции по обмену информацией и принятие Плана BEPS; кризис на Кип­ре, заставивший пересмотреть финансовые потоки.

Ожидания и опасения в 2014 г.?
В. Курганов: хотелось бы бо’льшей ясности в вопросах ТЦО, многое покажут результаты первых проверок.
В. Попов: беспокоит, что налоговые органы обязали учитывать судебную практику (письмо ФНС России от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097), которая при этом меняется не в пользу налогоплательщиков.

 

1 См.: Налоговед. 2014. № 3. С. 10–14.

2 По замечанию одного из докладчиков, в налоговом праве, как и в любом административном праве, существует институт малозначительности, который и следует использовать налоговым органам в таких случаях.

3 См.: Тимоничев Г.Н. Что такое сопоставимая организация и как ее найти? // Налоговед. 2014. № 3. С. 37–46.

4 Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р.

5 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

6 В мае 2014 г. они должны быть утверждены Правительством РФ.

7 См.: Федеральный закон от 28.12.2013 № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона „О рынке ценных бумаг“ и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».