Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

VIII Сибирский налоговый форум

02, Ноября 2013
СОБЫТИЕ:
VIII Сибирский налоговый форум
27 сентября 2013 г.,
Красноярск

ОРГАНИЗАТОРЫ:
Юридический институт Сибирского федерального университета и журнал «­Налоговед»

ЭКСПЕРТНАЯ ПОДДЕРЖКА:
юридическая компания «­Пепеляев Групп»

УЧАСТНИКИ ФОРУМА:
сотрудники Конституционного Суда РФ, судьи Арбитражного суда Красноярского края, представители УФНС по Красноярскому краю, а также юристы крупнейших предприятий региона, налоговые консультанты и адвокаты
 

За время своего существования Сибирский налоговый форум стал заметным событием деловой и профессиональной жизни Восточной Сибири. В этом году он вышел на новый уровень и приобрел международное значение благодаря тому, что в нем принял участие профессор Калифорнийского университета Вильям Бернс. Мероприятие проводилось в одном из крупнейших научно-образовательных центров Сибири и стало важным событием Дней юридической науки, организованных Сибирским федеральным университетом.

На форуме обсуждались перспективы развития российской налоговой системы, под которой специалисты понимают не только систему налогов и сборов. Как отметил заместитель главного редактора журнала «Налоговед» В. М. Зарипов, основные направления политики государства в налоговой сфере были обозначены еще год назад в Бюджетном послании Президента РФ1.

В ближайшее время налоговая политика будет стоять на трех китах.

Первый кит – сохранение существующих налоговых ставок для несырьевых секторов экономики до 2018 г. Но несмотря на это, налоговая нагрузка на предприятия будет расти из-за отмены некоторых льгот и введения таких новых налогов и сборов, как плата за размещение отходов и утилизационные сборы.

Второй кит – совершенствование налогового администрирования. Оно должно быть современным, конкурентоспособным на международном рынке с точки зрения инвестора, комфортным для налогоплательщиков и эффективным для государства.

Третий кит – некомфортные условия для неплательщиков. Более жестко будет преследоваться уход от налогов, выражающийся сегодня в выплатах зарплаты в конверте, использовании офшоров и фирм-«однодневок», создании порочных схем. Компаниям следует помнить, что в преследовании неплательщиков участвуют не только законодательные и исполнительные, но и судебные органы власти, в связи с чем правила игры на налоговом поле нередко пересматриваются задним числом.

Таких основных налогов, как НДС, налоги на прибыль и на доходы физических лиц, серьезные изменения пока не коснутся, возможны лишь точечные поправки. В обозримом будущем кардинальному пересмотру подвергнется только методика расчета налога на имущество физических лиц. Его база будет определяться исходя из рыночной стоимости недвижимости. Но поскольку это может вызвать социальные волнения, поначалу новые правила будут введены в нескольких пилотных регионах.

Руководитель Красноярского отделения «Пепеляев Групп» Е. А. Лысенко напомнил, что борьба с финансовыми правонарушениями приводит к совершенствованию законодательства о налоговом контроле. Так, Закон № 134-ФЗ2 в целях выявления и пресечения незаконных финансовых операций заметно расширил полномочия налоговых органов и ввел новые обязанности налогоплательщиков.

Партнер, руководитель налоговой практики «Пепеляев Групп» А. И. Терещенко подробно рассказал об изменениях в досудебном урегулировании налоговых споров3. Он отметил, что принятое недавно Постановление Пленума ВАС РФ о практике применения части первой Налогового кодекса РФ4 призвано побудить стороны своевременно раскрывать доказательства и аргументы. Это должно уменьшить количество судебных разбирательств.

Доцент кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права Юридического института Сибирского федерального университета А. В. Демин, комментируя результаты исследования Московской школы управления «Сколково», согласно которому после 2020 г. профессия юриста станет ненужной и постепенно отомрет, пришел к выводу, что неизбежные неопределенность налогового законодательства и динамичность экономических отношений обеспечат работу налоговым специалистам в ближайшие сто лет5.

Из выступления начальника Управления конституционных основ публичного права Конституционного Суда РФ Е. В. Тарибо участники форума узнали о целом ряде вынесенных в 2013 г. постановлений Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения и об их значении для практики.

Критерии допустимости конституционной жалобы на примере дел об оспаривании норм налогового законодательства выделил главный консультант Управления конституционных основ публичного права Конституционного Суда РФ Д. А. Кустов. Благодаря его докладу можно было составить представление о том, каким образом необходимо готовить обращения в КС РФ, чтобы их приняли к рассмотрению.

По словам профессора кафедры коммерческого права МГУ им. М.В. Ломоносова И. В. Цветкова, современное налоговое право в значительной мере сформировано не законами, а судами. Как отметил эксперт, на основе прецедентов формулируются правила, которых нет в Налоговом кодексе РФ, и налогообложение результатов сделок регламентируется сегодня во многом судебной практикой. По мнению И. В. Цветкова, чтобы минимизировать риски судебных разбирательств по вопросам налогообложения, компании должны отслеживать знаковые судебные решения, тщательно подготавливать договорную документацию и совершенствовать управленческую работу.

Профессор Калифорнийского университета Вильям Бернс рассказал российским коллегам о последних тенденциях в американском налоговом праве. В связи с введением FATCA активно формируются новые стандарты международного обмена налоговой информацией. В США серьезно озабочены проблемой налогового контроля иностранных счетов, и эти опасения разделяют многие развитые страны.

На круглом столе, который прошел в рамках форума, обсуждалось соотношение правил контроля за трансфертным ценообразованием, концепции необоснованной налоговой выгоды и требования экономической обоснованности затрат. Участники дискуссии пришли к выводу, что у каждого из этих институтов, нередко применяемых одновременно в одной и той же ситуации, свое предназначение и своя сфера действия. При этом проверка обоснованности затрат не имеет отношения к противодействию налоговым злоупотреблениям, поскольку ее цель – определить размер прибыли, подлежащей налогообложению.


1 См.: Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2013–2015 гг. // СПС «КонсультантПлюс».

2 Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

3 Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» введен обязательный досудебный порядок обжалования по всем налоговым спорам.

4 См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

5 См. статью А. В. Демина в этом номере журнала "Налоговед"