Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Стабильная налоговая система как фактор экономического роста России

24, Января 2018
СОБЫТИЕ:
XIII Всероссийский налоговый форум ТПП РФ,
27–28 ноября 2017 г., Москва

УЧАСТНИКИ И СЕКЦИИ:
Участвовало более 1000 человек.

Состоялось восемь тематических секций, среди них:

- «Дробление бизнеса: решение деловых задач или налоговая уловка?»;
- «Необоснованная налоговая выгода: от сложившейся практики через изменения в НК РФ к будущему правоприменению»;
- «Трансфертное ценообразование»;
- «Тренд автоматизации взаимодействия государства и бизнеса. Новые возможности работы с Big Data».

Модераторы тематических секций поделились на пленарном заседании итогами обсуждения и выработанными предложениями. В частности, см. в этом же номере статью «Дробление бизнеса: решение деловых задач или налоговая уловка?»

Представители бизнеса, государственных органов, эксперты два дня работали на тематических секциях. Итоги обсуждений прозвучали на пленарном заседании форума.

Открывая заседание, традиционно завершающее работу форума, Президент ТПП РФ С.Н. Катырин выделил пять самых острых проблем в налоговой сфере, которые необходимо решить как можно скорее.

 
Первая. По данным Минфина России, уровень налоговой нагрузки на бизнес составляет порядка 32%. По оценкам ТПП РФ, нагрузка выше с учетом обязательных платежей, не включенных в НК РФ.
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

По данным ФНС России, налоговые льготы оцениваются более чем в 1 трлн руб. Основные льготы приходятся на налог на прибыль организаций.

ЦИФРЫ

В 2016 г. свои обязательства по требованиям АСК НДС-2 уточнили 148 тыс. налогоплательщиков, в 2017-м – 90 тыс. Доля сомнительных операций при запуске системы составляла 8% от всего оборота, сейчас – 1%. За период действия системы число фиктивных компаний сократилось более чем в два раза. Сокращены сроки возмещения НДС добросовестным налогоплательщикам с трех до двух месяцев. В третьем квартале 2017 г. ускоренно возмещено 75% заявленных налогоплательщиками сумм НДС.
 
 
ТПП РФ провела анкетирование, в котором приняли участие около 200 предпринимателей из всех федеральных округов России. Выяснилось, что, как правило, бизнес связывает рост налоговой нагрузки с отменой некоторых льгот (см. текст на полях), а также с повышением налогов на землю и на недвижимое имущество из-за его расчета по кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая зачастую необоснованно завышается органами власти (см. рис. 1). Нередко из-за сложной про-цедуры получения льготы предприниматели отказываются от ее использования (см. рис. 2).
 
Рисунок 1
Основные причины увеличения налоговой нагрузки

 
Рисунок 2
Причины отказа от льгот 
 Вторая. В 2017 г. на первый план вышло обсуждение порядка введения и отмены налоговых льгот – на уровень регионов передается принятие этого решения. Оценивая, насколько этот вопрос важен для бизнеса, ТПП РФ считает необходимым перед принятием решения по льготе -обязать инициаторов рассчитывать возможный макро-эко-номический эффект и проводить публичные слушания.
 
Как пример докладчик привел ситуацию с отменой льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества. Регионы, рассчитывая на дополни-тельные доходы бюджета, льготу предоставлять не торо-пятся, в итоге в 2018 г. можно ожидать роста тарифов и цен, замедления или заморозки инвестиционных проектов.
 
Третья. Требует скорейшей доработки и принятия законопроект о так называемых неналоговых платежах – конкретные направления законодательного урегулирования таких платежей ТПП РФ предложила еще в 2015 г.
 
Четвертая. В НК РФ появилась новая ст. 54.1. Вместо многолетней и неоднозначной практики судов о признании необоснованной налоговой выгоды на законодательном уровне закреплены критерии установления законности операций налогоплательщика, основной из них – реальность сделки. Однако в законе отсутствуют многие важные для налогоплательщиков гарантии1.
 
Пятая. Остается актуальной тема налогового администрирования, качества взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами. Так, бизнес беспокоит, что значительно увеличилось количество запрашиваемых налоговыми органами информации и документов в электронном виде. В запросах по-прежнему отсутствует четкое указание, какие документы необходимо представить. И это на фоне поставленной cлужбой задачи – упростить «электронное общение».
 
Традиционно в работе форума принимают участие представители налогового ведомства. С докладом на пленарном заседании выступил руководитель ФНС России М.В. Мишустин.
 
«Современные IT-технологии позволяют ФНС России смещать акценты налогового администрирования в сторону бесконтактного контроля. Создание лучших практик налогового администрирования было бы невозможно без поддержки бизнес-сообщества», – заметил он. Докладчик выразил признательность ТПП РФ и бизнесу за активное участие в проведении реформы контрольно-кассовой техники.
 
Еще один цифровой проект ФНС России, цель которого создать прозрачные и понятные правила игры на рынке, – это система маркировки товаров. Положительные результаты чипирования меха позволили распространить проект на лекарства. Сейчас рассматривается вопрос о создании такой системы в отношении других товаров. Для бизнеса это может стать инструментом автоматизации, что сократит и значительно упростит отчетность.
 
Важный элемент бесконтактного контроля – система АСК НДС-2, которая формирует прозрачную бизнес-среду (см. текст на полях), способствует сокращению числа налоговых проверок. Эта тенденция сохраняется уже несколько лет подряд. За девять месяцев 2017 г. количество проверок снизилось еще на 23%, а их результативность выросла на 40%. Количество жалоб на решения по результатам выездных проверок с начала года также уменьшилось на 10,5%, а число рассмотренных арбитражными судами дел этой категории – на 14,5%.
 
Докладчик также сообщил, что сервис открытых данных о налогоплательщиках станет доступен летом 2018 г., в нем будут приведены данные по итогам 2017 г.
 
Глава ФНС России отметил положительную динамику налоговых поступлений: за десять месяцев в консолидированный бюджет РФ поступило 14,3 трлн руб. (рост на 19,1%), страховых взносов – 4,6 трлн руб. (рост на 8,6%). В то же время на первом этапе перевода администрирования взносов из ПФР в ФНС России возникли трудности. «Для безболезненного перехода создан механизм по уточнению переданной фондами информации, – рассказал М.В. Мишустин. – Плательщику достаточно обратиться в налоговый орган либо в орган ПФР, где он состоит на учете, и сумма будет скорректирована. При этом меры взыскания при рассмотрении обращений плательщиков будут приниматься в предельно поздние сроки, установленные Налоговым кодексом».

1 Подробнее об изложенной на круглом столе позиции ФНС России по применению ст. 54.1 НК РФ – на сайте журнала «Налоговед». URL: http://nalogoved.ru.