Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Куда повернуто дышло?

22, Ноября 2017
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук

Проблема правовой квалификации обязательных платежей работодателей для финансирования социального обеспечения граждан вновь обострилась.

В делах о банкротствах налоговые органы стали требовать уплаты этих платежей, начисленных после возбуждения дела, в порядке 2-й очереди текущих обязательств, обходя интересы прочих кредиторов. Поскольку суммы социальных платежей весьма значительны, средств на погашение иных долгов просто не остается. Банки, выдавшие должнику кредиты, поставщики не­оплаченных товаров и услуг и другие остаются ни с чем.
 
Основанием для таких действий налоговых органов послужило толкование ВС РФ Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1. Статья 134, устанавливающая очередность погашения долгов, непосредственно о социальных платежах не говорит. Но, исходя из ее текста, суды долгое время относили текущие социальные (страховые) платежи к 4-й очереди в составе «иных текущих платежей», включая и налоги (сегодня 5-я очередь), а реестровые – к 3-й2.
 
Такие применение и содержание ст. 134 Закона соответствуют и ст. 855 ГК РФ, которая, устанавливая очередность списания денежных средств с банковского счета при их недостаточности для удовлетворения всех требований, четко относит суммы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды к платежам той же очереди, что и задолженность по уплате налогов.
 
Но ВС РФ изменил эту практику, по сути переписав норму: требования об уплате взносов на обязательное пенсионное страхование (и текущих, и реестровых) относятся ко 2-й очереди3. Разъяснения, ранее данные Пленумом ВАС РФ, отменены4.
 
И теперь положения обзоров судебной практики применяются арбитражными судами вместо закона5. Для них разъяснения Президиума ВС РФ выше воли законодателя. К тому же новое толкование применяется и в делах о банкротстве, возбужденных задолго до его появления. Новому толкованию придана обратная сила.
 
При очевидном несоответствии разъяснений Президиума ВС РФ буквальному содержанию нормы оно имеет шаткую опору на мнение КС РФ6: «…такие платежи являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения». А задолженность по оплате труда взыскивается во вторую очередь.
 
Эта позиция КС РФ была сформирована десять лет назад в условиях, когда пенсия лицу не выплачивалась, если его бывший работодатель фактически не платил взносов. Но затем сам же КС РФ разъяснил, что такая практика неконституционна, и в результате была изменена прежняя практика арбитражных судов (см. текст на полях).
ПРЕЖНЯЯ ПРАКТИКА

До Постановления № 60 действовало Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве». Согласно его положениям взносы платили во 2-ю очередь.
 
 
КС РФ выявил экономический (составная часть расходов по найму) и социальный (материальная гарантия страхового обеспечения) смыслы пенсионных взносов. Но эти смыслы могут облачаться в разные правовые формы.
 
Закон о банкротстве оперирует не смыслами, а правовыми категориями. Обязательные публичные платежи не относятся к категории расходов на оплату труда. Это социальные налоги7.
 
Получается, ВС РФ пробюджетно перетолковал норму Закона о банкротстве и, по сути, самостоятельно ввел новое регулирование. К сожалению, сейчас этому не приходится удивляться. Но найдется ли у власти решимость привести ситуацию в соответствие праву?

1 Далее – Закон о банкротстве, Закон.
 
Пункт 41.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“» (далее – Постановление № 60).
 
3 Пункт 2 Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2016); Обзор судебной практики ВС РФ № 3 (2017).
 
Постановление Пленума ВС РФ от 20.12.2016 № 59 «О признании не подлежащими применению отдельных постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».
 
5 Например, дело № А73‑7519/2012.
 
6 Постановление КС РФ от 10.07.2007 № 9-П.
 
7 Анализ правовой природы обязательных платежей на ­соцобеспечение см.: Налоговое право. Особенная часть: учеб. для вузов / под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2017. Гл. 28 «Социаль­ные налоги». С. 485–504.