Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Негативное воздействие

30, Сентября 2015
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук

В одной из интермедий незабвенного Аркадия Райкина звучало, что «каждый норовит вдохнуть кислород, а выдохнуть всякую гадость». Но без таких «выдохов» не живет ни один организм, в том числе производственный. Даже в самом «зеленом» офисе есть мусорный бачок, содержимое которого «оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду».

А коли так, любой «выдыхающий», как оказалось, обязан платить за это самое воздействие.

С 1 января 2016 г. вносить в бюджет плату за бытовой мусор будут специализированные «организации-мусоросборщики». А до того времени, как следует из целой серии определений Верховного Суда РФ1, соответствующее бремя лежит на любом «генераторе всякой гадости», хотя законом это формально и не установлено.

Закон2 к видам негативного воздействия относит выбросы, сбросы, загрязнения, размещение отходов, но не сам процесс образования отходов. Плательщики таких фискальных платежей изначально определены не были, в связи с чем и раньше возникали споры3.

Высший Арбитражный Суд РФ в нескольких постановлениях давно определил, что законодательству не соответствуют требования о платежах, обращенные не к организациям, которые специализируются на размещении отходов, а к самим «производителям» бытового мусора, в том числе многочисленным офисам, имеющим отходы бумаги, картона и т. п.4

Теперь устоявшаяся практика пересмотрена Верховным Судом РФ.

Чтобы обосновать новую позицию, Суд допускает несколько натяжек.

Прежде всего он ссылается на конституционную обязанность каждого сохранять окружающую среду: этой обязанности не соответствует предъявление требований о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм за негативное воздействие. Платежу кроме публично-правовой природы, видимо, присущ также сакральный смысл. Нельзя же в самом деле требовать возврата жертвы, принесенной на алтарь природопользования.

Иной побудительный мотив ВС РФ состоит в том, что, несмотря на нормативную неопределенность, с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, кто (производитель мусора или компания-сборщик) вносит платеж в бюджет. Все равно в той или иной форме сумма будет переложена на загрязнителя. Так что если его права и нарушаются вменением внезаконных обязанностей плательщика указанных фискальных платежей, то не слишком, в пределах допустимого.

Удивительнее всего довод Суда о бремени содержания принадлежащего собственнику имущества. Опорожняя мусорное ведро, лицо не утрачивает права собственности на его содержимое. «…При передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон не происходит перехода прав собственности на отходы», – всерьез пишет Суд. К расходам на содержание этого имущества, по мнению ВС РФ, относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на природу. Вот если бы в договоре о вывозе и утилизации мусора был предусмотрен пункт о переходе прав собственности на отходы к специализированной организации, то решение, возможно, было бы другим.

Продолжая эту логику, можно прийти к выводам, что копающиеся на городских свалках бомжи с правовой точки зрения расхищают принадлежащее другим гражданам имущество; что не так уж и безопасно выйти на весенний субботник по наведению порядка: есть риск нарваться на обвинение в порче чужого имущества, временно складированного в придорожной канаве.

Суд также вводит новый институт – самопризнание обязанностей. Поскольку организация самостоятельно и добровольно исчислила и внесла платежи, она признала за собой такую обязанность. И тут совсем не важно, есть ли законодательное предписание на этот счет. Что с возу упало…

Стремление всех государственных органов, в том числе и судов, в период экономических неурядиц способствовать формированию бюджета понятно. Но и в этом деле нельзя отрываться от законности и здравого смысла. Даже судьям Верховного Суда РФ.

 

С уважением,
С.Г. Пепеляев

1 См.: определения ВС РФ от 27.07.2015 № 309-ЭС14-8411от 24.06.2015 № 307-КГ15-1714от 23.04.2015 № 301-КГ14-3154от 04.02.2015 № 309-КГ-14-2379от 04.02.2015 № 303-КГ14-2151от 04.02.2015 № 301-КГ14-1670.

2 См.: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

3 См.: Постановление КС РФ от 05.03.2013 № 5-П.

4 См.: постановления Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 № 1752/11от 20.07.2010 № 4433/10от 17.03.2009 № 14561/08.