Резолюция X Международной научно-практической конференции «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации»
05, Июля 2013
СОБЫТИЕ
X Международная научно-практическая конференция «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации»
19–20 апреля 2013 г.,
г. Москва
ОРГАНИЗАТОРЫ:
журнал «Налоговед», юридические факультеты СПбГУ и МГУ им. М.В. Ломоносова, Международный центр по налогам и инвестициям, Международная ассоциация финансового права, Школа права «Статут»
X Международная научно-практическая конференция «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации»
19–20 апреля 2013 г.,
г. Москва
ОРГАНИЗАТОРЫ:
журнал «Налоговед», юридические факультеты СПбГУ и МГУ им. М.В. Ломоносова, Международный центр по налогам и инвестициям, Международная ассоциация финансового права, Школа права «Статут»
Участники конференции обсудили вопросы теории и практики налогового права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, принятых в 1993–2012 гг., а также перспективы развития налогового права в России и пришли к следующим выводам.
- Из всех решений Конституционного Суда РФ, вынесенных по вопросам налогообложения за 20 лет его деятельности, экспертами признаны самыми ценными постановления первого десятилетия. Решения второго десятилетия, подавляющее большинство которых вынесено в форме определений, оказали корректирующее влияние на налоговое право России.
Внимание КС РФ, ученых и специалистов к конституционным проблемам налогообложения не должно снижаться. В противном случае возникают рецидивы нарушения прав налогоплательщиков, происходит деградация правового регулирования налоговой сис¬темы. - Налоговый кодекс РФ и прецедентная практика Высшего Арбитражного Суда РФ не в состоянии решать все проблемы налогового права. Конституционному Суду РФ не следует снижать требовательность к законодателю: необходимо на постоянной основе и с принципиальной твердостью лишать юридической силы неправовые нормы налоговых законов, нарушающие конституционные права и гарантии налогоплательщиков, подрывающие принципы правового налогового государства.
- Участники конференции обозначили список нерешенных налоговых проблем, требующих вмешательства Конституционного Суда РФ:
- правовое регулирование некодифицированных налогов и сборов, в том числе парафискальных платежей (неограниченный перечень, произвольность установления, низкий уровень нормативного регулирования, отсутствие гарантий плательщиков и контроля за сборщиками парафискальных платежей)
- значительная свобода усмотрения налоговых органов при переквалификации сделок для целей налогообложения, вплоть до полного пренебрежения правовой или экономической стороной сделки;
- низкое качество принимаемых налоговых законов из-за отсутствия предварительных обсуждений экспертами и заинтересованными лицами, нарушений процедуры принятия закона, отсутствия концепции закона, экономического обоснования новых налоговых норм.
- В связи с усилением роли Высшего Арбитражного Суда РФ в создании прецедентной судебной практики в области налогообложения нерешенными остаются вопросы конституционного уровня:
- не разграничены четко правомочия по толкованию налоговых норм (так называемое открытие права) ВАС РФ и КС РФ, не определен порядок разрешения коллизий и противоречий в таком толковании;
- остается открытым вопрос о том, что следует понимать под сложившейся судебной практикой, которая служит правовым ориентиром для участников налоговых правоотношений;
- отсутствует правовая позиция по вопросу, можно ли считать налоговую норму ясной и непротиворечивой (соответствующей ст. 57 Конституции РФ и п. 6 ст. 3 НК РФ), если практика ее единообразного применения определена ВАС РФ спустя несколько лет после вступ¬ления нормы в силу;
- не до конца решен вопрос обратной силы постановлений ВАС РФ, содержащих правовые позиции не в пользу налогоплательщиков (Определение КС РФ от 12.10.2012 № 1998-О);
- без ответа остается вопрос о возможности проверки Конституционным Судом РФ прецедентных судебных решений Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, в том числе в случаях, когда по одному и тому же вопросу между собой расходятся правовые позиции ВАС РФ и ВС РФ или их позиции – с правовой позицией КС РФ;
- не сформированы правила (алгоритм) прецедентного правотворчества в налоговой сфере;
- не разрешен вопрос о сроке исчисления трехлетнего владения недвижимостью для применения налоговых вычетов (ст. 220 НК РФ);
- не рассмотрен вопрос о неправомерности переложения на налогоплательщика налоговой обязанности его контрагента (по этому вопросу имеются решения ЕСПЧ и Суда ЕС);
- не раскрыто содержание конституционно-правового понятия экономического основания налога (сбора). - Вопросы, от рассмотрения которых Конституционный Суд РФ ранее отказался, требуют своего разрешения по существу. В частности, вопросы:
- о конституционности обложения налогами прожиточного минимума граждан Российской Федерации в условиях, когда в других государствах (Франции, Германии, Бельгии, Белоруссии и др.) этот минимум налогами не облагается (Определение КС РФ от 04.12.1997 № 127-О);
- о критериях обоснованности делегирования законодателем полномочий по установлению существенных элементов налогов и сборов органам исполнительной власти;
- о допустимости взимания иных обязательных публичных платежей, помимо налогов и сборов, конституционных ограничениях и требованиях;
- о балансе прав и обязанностей сторон судебного налогового спора применительно к проблеме снижения размера судебных издержек налогоплательщика (Определение КС РФ от 21.12.2004 № 454-О).
- В связи с вступлением России в ряд международных объединений (Таможенный союз, ВТО) перед Конституционным Судом РФ встают новые задачи, в числе которых:
- выбор и провозглашение модели правовой адаптации суверенных норм права и решений судов стран – участниц таких союзов;
- определение полномочий Конституционного Суда РФ проверять и оценивать наднациональные правовые документы в случае их несоответствия Конституции РФ;
- обоснованность применения в такой оценке прежних правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных по поводу национальных законов.
- Следует поддержать предложение внести в Государственную Думу проект закона «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов».
Нарушение законодателем процедуры принятия налогового закона должно быть достаточным основанием для признания его неконституционным. - Ряд предложений, высказанных в резолюциях конференций 2003–2012 гг. и направленных на совершенствование конституционного правосудия, оставлены Конституционным Судом РФ и другими государственными органами без внимания:
- рассматривать обращения в Суд коллегиями из трех судей и палатами (необходимы законодательные изменения);
- обеспечить публикацию на официальном сайте Суда текстов обращений заявителей и всех ответов Секретариата Суда;
- ввести практику обнародования принятых к производству обращений и проектов постановлений КС РФ для целей профессионального обсуждения.