Телефон подписки
8-800-555-66-00

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Резолюция X Международной научно-практической конференции «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации»

05, Июля 2013
СОБЫТИЕ
X Международная научно-практическая конференция «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации»
19–20 апреля 2013 г.,
г. Москва

ОРГАНИЗАТОРЫ:
журнал «Налоговед», юридические факультеты СПбГУ и МГУ им. М.В. Ломоносова, Международный центр по налогам и инвестициям, Международная ассоциация финансового права, Школа права «Статут»

Участники конференции обсудили вопросы теории и практики налогового права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, принятых в 1993–2012 гг., а также перспективы развития налогового права в России и пришли к следующим выводам.

  1. Из всех решений Конституционного Суда РФ, вынесенных по вопросам налогообложения за 20 лет его деятельности, экспертами признаны самыми ценными постановления первого десятилетия. Решения второго десятилетия, подавляющее большинство которых вынесено в форме определений, оказали корректирующее влияние на налоговое право России.

    Внимание КС РФ, ученых и специалистов к конституционным проблемам налогообложения не должно снижаться. В противном случае возникают рецидивы нарушения прав налогоплательщиков, происходит деградация правового регулирования налоговой сис¬темы.
  2. Налоговый кодекс РФ и прецедентная практика Высшего Арбитражного Суда РФ не в состоянии решать все проблемы налогового права. Конституционному Суду РФ не следует снижать требовательность к законодателю: необходимо на постоянной основе и с принципиальной твердостью лишать юридической силы неправовые нормы налоговых законов, нарушающие конституционные права и гарантии налогоплательщиков, подрывающие принципы правового налогового государства.
  3. Участники конференции обозначили список нерешенных налоговых проблем, требующих вмешательства Конституционного Суда РФ:

    - правовое регулирование некодифицированных налогов и сборов, в том числе парафискальных платежей (неограниченный перечень, произвольность установления, низкий уровень нормативного регулирования, отсутствие гарантий плательщиков и контроля за сборщиками парафискальных платежей)
    - значительная свобода усмотрения налоговых органов при переквалификации сделок для целей налогообложения, вплоть до полного пренебрежения правовой или экономической стороной сделки;
    - низкое качество принимаемых налоговых законов из-за отсутствия предварительных обсуждений экспертами и заинтересованными лицами, нарушений процедуры принятия закона, отсутствия концепции закона, экономического обоснования новых налоговых норм.
     
  4. В связи с усилением роли Высшего Арбитражного Суда РФ в создании прецедентной судебной практики в области налогообложения нерешенными остаются вопросы конституционного уровня:

    - не разграничены четко правомочия по толкованию налоговых норм (так называемое открытие права) ВАС РФ и КС РФ, не определен порядок разрешения коллизий и противоречий в таком толковании;
    - остается открытым вопрос о том, что следует понимать под сложившейся судебной практикой, которая служит правовым ориентиром для участников налоговых правоотношений;
    - отсутствует правовая позиция по вопросу, можно ли считать налоговую норму ясной и непротиворечивой (соответствующей ст. 57 Конституции РФ и п. 6 ст. 3 НК РФ), если практика ее единообразного применения определена ВАС РФ спустя несколько лет после вступ¬ления нормы в силу;
    - не до конца решен вопрос обратной силы постановлений ВАС РФ, содержащих правовые позиции не в пользу налогоплательщиков (Определение КС РФ от 12.10.2012 № 1998-О);
    - без ответа остается вопрос о возможности проверки Конституционным Судом РФ прецедентных судебных решений Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, в том числе в случаях, когда по одному и тому же вопросу между собой расходятся правовые позиции ВАС РФ и ВС РФ или их позиции – с правовой позицией КС РФ;
    - не сформированы правила (алгоритм) прецедентного правотворчества в налоговой сфере;
    - не разрешен вопрос о сроке исчисления трехлетнего владения недвижимостью для применения налоговых вычетов (ст. 220 НК РФ);
    - не рассмотрен вопрос о неправомерности переложения на налогоплательщика налоговой обязанности его контрагента (по этому вопросу имеются решения ЕСПЧ и Суда ЕС);
    - не раскрыто содержание конституционно-правового понятия экономического основания налога (сбора).
  5. Вопросы, от рассмотрения которых Конституционный Суд РФ ранее отказался, требуют своего разрешения по существу. В частности, вопросы:
    - о конституционности обложения налогами прожиточного минимума граждан Российской Федерации в условиях, когда в других государствах (Франции, Германии, Бельгии, Белоруссии и др.) этот минимум налогами не облагается (Определение КС РФ от 04.12.1997 № 127-О);
    - о критериях обоснованности делегирования законодателем полномочий по установлению существенных элементов налогов и сборов органам исполнительной власти;
    - о допустимости взимания иных обязательных публичных платежей, помимо налогов и сборов, конституционных ограничениях и требованиях;
    - о балансе прав и обязанностей сторон судебного налогового спора применительно к проблеме снижения размера судебных издержек налогоплательщика (Определение КС РФ от 21.12.2004 № 454-О).
     
  6. В связи с вступлением России в ряд международных объединений (Таможенный союз, ВТО) перед Конституционным Судом РФ встают новые задачи, в числе которых:

    - выбор и провозглашение модели правовой адаптации суверенных норм права и решений судов стран – участниц таких союзов;
    - определение полномочий Конституционного Суда РФ проверять и оценивать наднациональные правовые документы в случае их несоответствия Конституции РФ;
    - обоснованность применения в такой оценке прежних правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных по поводу национальных законов.
     
  7. Следует поддержать предложение внести в Государственную Думу проект закона «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов».

    Нарушение законодателем процедуры принятия налогового закона должно быть достаточным основанием для признания его неконституционным.
  8. Ряд предложений, высказанных в резолюциях конференций 2003–2012 гг. и направленных на совершенствование конституционного правосудия, оставлены Конституционным Судом РФ и другими государственными органами без внимания:
    - рассматривать обращения в Суд коллегиями из трех судей и палатами (необходимы законодательные изменения);
    - обеспечить публикацию на официальном сайте Суда текстов обращений заявителей и всех ответов Секретариата Суда;
    - ввести практику обнародования принятых к производству обращений и проектов постановлений КС РФ для целей профессионального обсуждения.

 

Правовая база