Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Тайна сия велика есть

10, Июня 2010
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
 
Высший Арбитражный Суд РФ вторично рассмотрел дело1 о недействительности положений, касающихся комплектности вручаемого налогоплательщику акта проверки2.

Как и в первый раз3, Cуд отказался удовлетворить требования налогоплательщика. Тогда Cуд отметил, что НК РФ не содержит норм, обязывающих налоговые органы предоставлять налогоплательщику материалы проверки, в том числе в качестве приложения к акту. Такие документы хранятся в налоговом органе.

Ответчик по делу – Федеральная налоговая служба – придерживалась той же формальной позиции. Дополнительно звучали доводы о том, что предоставление налогоплательщику документов, полученных от третьих лиц и послуживших основаниями доначислений, может раскрыть налогоплательщику налоговую тайну этих лиц. Этого инспекции допустить никак не могут, пусть лучше для налогоплательщика остается тайной то, за что он привлечен к ответственности.

Всерьез исследовался и вопрос о том, в чем же состоит нарушение прав и законных интересов налого­плательщика, не получившего все приложения к акту проверки. ВАС РФ отметил в Решении от 09.04.2009, что «представители заявителя в судебном заседании не смогли пояснить, каким образом положения указанных пунктов нарушают права налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».

На выводы Суда не повлияли доводы заявителя о том, что еще в 2006 г. КС РФ отметил, что право каждого на защиту своих прав предполагает наличие гарантий во всех случаях привлечения к юридической ответственности. Применительно к налоговой ответственности одной из таких гарантий служит право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют. Поэтому при определении прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях. Иное не соответствовало бы статьям 24 и 45 Конституции РФ4.

ВАС РФ, видимо, сохранил заявителю возможность обратиться в Конституционный Суд РФ. Однако Суд, претендующий на право формировать прецедентную практику, обязан и сам применять прецеденты, руководствоваться законом в его конституционном, а не узковедомственном истолковании.

Налицо и другая проблема: дела о несоответствии подзаконных актов законам не должны рассматриваться по правилам искового производства, когда те, кто заинтересован в исходе дела, не имеют возможности заявлять доводы и выступать в суде наряду с лицом, обратившимся в суд. Недоработки или неточности заявителя могут фатально отразиться на самом широком круге граждан. Назрела необходимость внедрения института коллективных исков.

С уважением,
С.Г. Пепеляев
 

1 См.: Решение ВАС РФ от 21.05.2010 № 4281/10.
2 См.: п. 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки (утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892 @ /).
3 См.: Решение ВАС РФ от 09.04.2009 № ВАС-2199/09.
4 См.: Определение КС РФ от 12.07.2006 № 267-О; о налоговой тайне – Определение КС РФ от 30.09.2009 № 317-О.