Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Последнее задание

21, Мая 2013

Какое наказание ждет в русских сказках человека, уклоняющегося от уплаты налогов, более или менее известно. Явится государев казак, врежет плетей, и заплатишь подать как миленький. Но что делать, если налогоплательщику действительно нечем платить подать? Неурожайный год, падеж скота, пожар, наводнение, нападение разбойников, налет Змея Горыныча, колдовские чары, восстание кровожадных мертвецов – сплошь и рядом в русских сказках мы встречаемся с обстоятельствами непреодолимой силы, которые лишают людей всего имущества подчистую, однако же от уплаты налогов не освобождают.

Обстоятельств непреодолимой силы русская сказка не знает. Купцы еще могут списать кредит товарищу, если тот был ограблен на большой дороге или потерял в шторм торговые корабли. Но государев казак, но барин, на которого возложены фискальные функции, – не прощают никогда. Максимум, на что можно надеяться, – это отсрочка. Казака, например, можно хорошо угостить. Барину можно рассказать занимательную сказку или загадать хитроумную загадку. И тогда уплата подати будет отложена на год. Но не больше. По истечении двух финансовых лет в русской сказке неплательщика неизбежно ждет полная конфискация всего имущества (какое осталось после атаки Змея Горыныча) и трехлетнее рабство.

Такое наказание для сказочных фискальных органов очень выгодно. Во-первых, недоимка, как мы писали выше, бывает максимум за два года. А в рабство человек идет на три года. Во-вторых, обыкновенно налогоплательщик содержит ведь семью – жену, детишек, немощных стариков. А в случае рабства все его силы, все его рабочее время, все его полезные навыки используются во благо сказочного барина, тогда как платить за него нужно только подушную подать в том же размере, в каком платилась она, когда работник был свободен и содержал семью. Это выгодно. Поэтому барин вовсе не хочет, чтобы неплательщик отбыл сполна свою трехлетнюю рабскую повинность и вернулся к свободной жизни. Барин хочет оставить неплательщика у себя в рабстве навечно.

И для этого есть специальный юридический механизм.

Дело в том, что, пока человек находится в рабстве, ему можно дать любое поручение, даже и самое абсурдное – пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что… И если это поручение не будет выполнено, пребывание в рабстве продлится либо еще на три года, либо вообще на неопределенный срок. Другое дело, что от абсурдных поручений нет никакого хозяйственного толка. Из того-не-знаю-чего щей не сваришь, и шубы из того-не-знаю-чего не сошьешь. И потому абсурдное поручение, как правило, дается неплательщику только одно и только к концу его пребывания в рабстве. Это, как правило, последнее поручение. Если раб выполнит его, то сделается свободным. Если не выполнит, останется в рабстве.

Не надо только думать, будто последнее и невыполнимое задание обязательно должно формулироваться каким-то парадоксальным образом вроде «принеси то, не знаю что». Наоборот, как правило, последние задания формулируются очень конкретно и по-бытовому: выдавить масло из булыжников, поджечь воду в реке, а то и совсем просто – пасти зайцев.

В одной из заветных сказок барин, не желающий отпускать раба-неплательщика, буквально дает ему десяток зайцев, которых поймал на охоте, и велит пасти. Разумеется, зайцы разбегаются.

Сказка заветная. Героя, то есть, ждут эротические приключения. Пушистые, приводящие женщин в умиление зайцы станут поводом для… Но мы ведь не об эротизме русских сказок пишем. Мы ведь о налогах. Так что придется констатировать: эротика к налогам в русской сказке никакого отношения не имеет.

А для выполнения последнего задания требуется волшебный помощник. Точно так же, как Ивану Царевичу принести то, не знаю что, помогает говорящий серый волк, точно так же, как множеству богатырей отвертеться от государевой службы помогают шелудивые жеребята, рабу-неплательщику пасти зайцев помогает неизвестный старик, калика перехожий – дарит волшебную дудочку, на свист которой сбегаются со всех окрестных лесов и лугов пасущиеся зайцы. Задание выполнено и неплательщик свободен.

Надо констатировать, что суровость сказочных налоговых законов компенсируется бытовым волшебством, которое встречается в сказке сплошь и рядом. Да, про обстоятельства непреодолимой силы сказка не слыхивала. Да, если прилетит Змей Горыныч и спалит на корню урожай, никто не освободит налогоплательщика от уплаты подати. Да, трехлетнее рабство неизбежно. Да, в конце трехлетнего рабства рабу будет дано невыполнимое задание.

Но ведь появится же серый волк, шелудивый жеребенок или калика перехожий со своею волшебной дудкой. Так что жить можно.

Валерий Панюшкин