Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Трансфертное ценообразование в России: навстречу переменам

21, Мая 2013
СОБЫТИЕ
II Международный форум «Трансфертное ценообразование»
9–10 апреля 2013 г.,
г. Москва, Swissotel

УЧАСТНИКИ:
представители налоговых служб России и Казахстана, представители крупнейших российских компаний «Татнефть», «Сибур», «Северсталь», «Русгидро», «Ростелеком», FESCO, «ГАЗ», «ЛУКОЙЛ» и других ведущих компаний нефтяной, газовой, энергетической, транспортной отрасли, машино- и автомобилестроения, а также представители ведущих российских и международных аудиторских и консалтинговых компаний, зарубежные эксперты.
 

Открывая конференцию, начальник отдела Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Л. Петров отметил, что документация – это, по сути, исследование налогоплательщика о соответствии или несоответствии цен в совершенных им сделках рыночному уровню, поэтому не может быть единых стандартов и методик по ее подготовке, тем более регламентированных законами или нормативными актами. Это индивидуальное видение налогоплательщика своей ситуации и ее обоснование.

Документация составляется по каждой конкретной сделке и будет истребоваться налоговыми органами по каждой конкретной сделке. При этом, как следует из письма Минфина России от 19.02.2013 № 03-01-18/4414, налоговый орган не вправе истребовать документацию вне рамок проверок. В соответствии с пунктом 6 статьи 105.17 НК РФ налоговый орган может истребовать документацию только после принятия решения о проведении проверки и до составления справки о проведенной проверке, то есть в период проведения проверки. При этом, как подчеркнул докладчик, важно документацию составлять в период совершения сделки и формирования цены, так как  через год или полгода после установления цены сделки можно просто не найти необходимой информации о ценах.

Докладчик напомнил, что трансфертная проверка проводится исключительно Центральным аппаратом ФНС России, территориальные налоговые органы не вправе проверять соответствие цен рыночному уровню ни в камеральных, ни в выездных налоговых проверках.

Проверка соответствия цен рыночному уровню является отдельным видом проверки. Проверка назначается на основании уведомления либо извещения, составленного территориальным налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки.

Решение о назначении проверки подписывается руководителем либо заместителем руководителя ФНС России.
Срок проверки составляет 6 месяцев, а с учетом всех возможных продлений – до 21 месяца.

Докладчик также рассказал о работе Межрегиональной инспекции по ценам. Сегодня это аналитический центр, который собирает и обрабатывает информацию о методике формирования цен в разных отраслях, делает отраслевые обзоры, проводит разъяснения по работе с территориальными налоговыми органами.

В настоящее время в Межрегиональной инспекции по ценам работают около 70 профессионально подготовленных специалистов, в том числе руководящий состав. Инспекция, по мнению докладчика, готова осуществлять свои основные функции – анализ сделок и отраслей, параметров сделок, отраженных в уведомлениях, а также углубленный анализ сделок с целью назначения трансфертных проверок.

Межрегиональная инспекция по ценам также  участвует в медийной жизни бизнес-сообщества: сайт, конференции, работа в вузах по подготовке специалистов в рамках курсов повышения квалификации по направлению «Трансфертное ценообразование» (ТЦО) (это направление включается и в общеобразовательные программы).

Помимо регулярного размещения информации на сайте, инспекция отвечает на запросы налогоплательщиков. Л. Петров подчеркнул, что ФНС России информирует налогоплательщиков по порядку заполнения уведомлений, по остальным методологическим вопросам ТЦО письма направляются в Минфин России.

Докладчик рассказал также о дальнейших планах и направлениях работы Управления ФНС по трансфертному ценообразованию на текущий 2013 год:

  • получение и обработка информации о контролируемых сделках 2012 года;
  • определение объектов налогового контроля трансфертных цен, выработка четких критериев, по которым можно оценивать риски проведения налогового контроля;
  • продолжение методологической работы по вопросам обнаружения контролируемых сделок в ходе налоговых проверок;
  • анализ информации о контролируемых сделках;
  • усиление аналитической работы с территориальными налоговыми органами;
  • рассмотрение новых заявлений о заключении соглашений по ТЦО;
  • продолжение формирования разъяснений и методологических рекомендаций по вопросам определения взаимозависимых лиц и методов ТЦО.

После выступления Л. Петров ответил на вопросы участников конференции.

1. О порядке оспаривания извещения налогового органа в ФНС России о совершении налогоплательщиком контролируемой сделки: оспорить такое извещение можно только в судебном порядке.

2. Об объеме передаваемых данных для представления документации на электронных носителях (достаточно ли 256 МБ): все вопросы по передаче уведомлений будут решены, объем не будет ограничен этим параметром.

3. О порядке заполнения уведомления – в частности, о формах уведомления (лист 1А и лист 1Б).  Докладчик  отметил, что лист 1А заполняется по группе однородных сделок. Когда меняется параметр цены сделки, необходимо заполнять лист 1Б по каждой операции. Максимальный штраф установлен в размере 5 000 руб. Однако необходимо, чтобы данные в заполненных уведомлениях не расходились с данными в документации налогоплательщика.

Об опыте Республики Казахстан в сфере ТЦО рассказал начальник Управления крупных налогоплательщиков Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан Д. Жаналинов.

Докладчик  отметил, что в Казахстане уже накоплен достаточно большой опыт в сфере ТЦО и на сегодняшний день назрела необходимость внесения изменений в законодательство по ТЦО. Для этого создана рабочая группа при Правительстве по подготовке соответствующих изменений.

Сейчас в Казахстане насчитывается порядка 300 налогоплательщиков, контролируемых в сфере ТЦО, их перечень устанавливается постановлением Правительства.

Все налогоплательщики представляют отчетность по всем сделкам, даже с нулевыми показателями. Срок представления документации по ТЦО (всего пакета документов) – 90 дней. Контролируется каждая сделка, если есть отклонения в сторону увеличения цены сделки.

По словам Д. Жаналинова, мониторинг трансфертных сделок осуществляется на основе данных из базы данных Таможенного комитета. Также могут использоваться: отчетность по мониторингу сделок, данные официально признанных источников информации (ARGUS, PLATTS, METAL BULLETIN) и данные других госорганов.

Налоговые органы для анализа и сравнения  цены сделки с рыночной ценой используют все данные. В случае если отклонение установлено, налогоплательщику направляется извещение о необходимости самостоятельной корректировки объектов налогообложения, при неисполнении – назначается тематическая проверка ТЦО.

Контроль по совершаемым на территории Казахстана сделкам, непосредственно связанным с международными деловыми операциями, осуществляется:

  • по реализуемым полезным ископаемым, добытым недропользователем, являющимся одной из сторон сделки;
  • если одна из сторон имеет льготы по налогам;
  • если по данным налоговых деклараций одна из сторон имеет убыток за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки.

В Казахстане предусмотрено досудебное разбирательство налоговых споров. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган в течение 30 рабочих дней со дня вручения уведомления по акту налоговой проверки. Далее жалоба рассматривается Управлением налоговых апелляций, которое выносит решение: либо оставляет обжалуемое уведомление по акту налоговой проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения, либо отменяет обжалуемое уведомление о результатах налоговой проверки (полностью или в части). Решение выносится в течение 30 рабочих дней с момента регистрации жалобы.

Основной применяемый метод контроля ТЦО – метод сопоставимой цены. Проверку может проводить территориальный орган. Максимальный срок проверки – 180 рабочих дней. Срок взыскания недоимки при контроле ТЦО продлен  до 7 лет.
Докладчик также рассказал об оценке судами практики применения Закона РК «О трансфертном ценообразовании».
Налогоплательщики в качестве доказательств расходов (в том числе простой судов в портах, простой вагонов, многоразовая инспекция груза, политические риски) представляют исследования информационных агентств. Как правило, информационные агентства в своих исследованиях приводят возможные затраты покупателей, а не фактические расходы.

Уполномоченные органы для подтверждения таких расходов требуют подтверждающие документы, связанные с оплатой (контракты, инвойсы, акты выполненных работ, платежные документы и т. д.), поскольку данные расходы не являются обязательными и возникают у покупателей при определенных обстоятельствах. При установлении факта отклонения цены сделки от рыночной налоговым органом производится корректировка объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, исходя из среднего значения корректировок, опубликованных в официальных источниках информации.

Для установления факта отклонения цены сделки от рыночной источники информации используются в следующей очередности:
1) официально признанные источники информации;
2) источники информации о биржевых котировках;
3) данные госорганов, уполномоченных органов других государств и организаций о ценах, дифференциале, расходах и об условиях, влияющих на отклонение цены сделки от рыночной цены;
4) информационные программы, используемые в целях ТЦО, информация, предоставляемая участниками сделок, иные источники информации.

Было отмечено, что налогоплательщики считают, что при контроле трансфертных цен информация, предоставляемая участниками сделок, должна быть использована в первую очередь.

Руководитель группы по контролю за соблюдением законодательства в области трансфертного ценообразования компании «Татнефть» С. Пашков рассказал о практике администрирования контролируемых сделок в компании. Все сделки группируются и объединяются в однородные группы. Группировка происходит по сопоставимой деятельности и / или предмету контролируемой сделки (на основании кодов ОКП, ТНВЭД и ОКВЭД). Группировка по кодам позволяет относить сделки к одной группе товаров или виду деятельности.

Указанные коды установлены на законодательном уровне, что делает их применение весомым инструментом, требующим минимальной дополнительной аргументации. Докладчик отметил, что уже прослеживаются положительные тенденции в более широком применении указанных кодов органами власти (например, перечень кодов ТНВЭД, сделки с которыми являются контролируемыми, поскольку признаются товарами биржевой торговли).
В компании была проведена группировка по рамочным договорам с сопоставимым предметом сделки. В большинстве случаев типовые рамочные договоры изначально подразумевают максимальную степень сопоставимости коммерческих и финансовых условий совершения сделок. Рамочные договоры разрабатываются для типичных сделок с сопоставимым однородным предметом.

В компании отдан приоритет подготовке документации по различным группам сделкам.

С целью повышения эффективности применения правил ТЦО ведется работа по обоснованию рыночности цен:

  • ревизия существующих сделок с целью определения перечня контролируемых сделок;
  • анализ текущего ценообразования по сделкам;
  • готовятся комплекты документов по контролируемым сделкам.

Ведется постоянный мониторинг контролируемых сделок с актуализацией перечня взаимозависимых лиц. Проведено обучение персонала и внесены необходимые изменения во внутренние документы. В компании внедрена программа по автоматизированной подготовке уведомлений в ФНС России о контролируемых сделках. Весь массив данных выгружается из системы учета данных о бухгалтерских проводках и далее исходные данные загружаются в программу. На этом этапе заполняется информация о контрагентах, договорах и материалах.

Программа автоматически выявляет из числа всех загруженных сделок контролируемые и объединяет их в группы однородных сделок. На данном этапе автоматически заполняется информация по кодам ОКП, ТНВЭД, ОКВЭД. Остальная информация заполняется вручную исходя из предмета сделки и ее коммерческих и финансовых условий.
После завершения процесса формирования групп однородных контролируемых сделок программа автоматически формирует уведомление о контролируемых сделках.

Для корректировки полученных результатов предусмотрена возможность добавления недостающей информации и формирования уведомления вручную. На автоматизацию процесса ушло полгода, заметил докладчик.

Участники конференции говорили и о методике ценообразования при установлении процентных ставок по займам между взаимозависимыми лицами, которая предусматривает проектный подход: сбор данных и анализ кредитного риска, анализ условий принципа «вытянутой руки» (поиск сопоставимых рыночных сделок) и подготовку документации.
Отмечено, что в 95% случаев будет применяться метод сопоставимых рыночных цен. При этом сбор данных может включать в себя условия предоставления займа (дата выдачи; срок / валюта; ставка / комиссия; кредитный рейтинг заемщика). При этом средняя рыночная цена указывается на сайте ЦБ РФ. Кредитные рейтинги публикуют агентства Standart & Poors, Moody’s, Bloomberg.

Поскольку кредитный риск заемщика – важный показатель при расчетах процентной ставки по принципу вытянутой руки, его можно рассчитать с помощью CreditModel (Standart & Poors) – это кредитная модель, основанная на финансовых показателях, релевантных для расчета кредитоспособности (движение ОС, процентное покрытие) на основе баланса или отчета о прибылях и убытках заемщика. Расчет кредитоспособности можно произвести с помощью Moody’s Rating Methodologies, который применим к различным отраслям.

Кредитоспособность заемщика позволяет оценить кривая Fair Market Yield, которая показывает общую информацию о процентных ставках для различных сроков погашения, заемщика и валюты, а также позволяет учитывать страновый риск.

Тема роялти, лицензионных платежей, товарных знаков и других нематериальных активов (НМА) вызвала особый интерес у участников конференции. 

 Поскольку экономическая сущность роялти – распределение дополнительной прибыли между лицензиаром и лицензиатом, то максимальная сумма роялти должна быть ограничена суммой дополнительной прибыли, полученной лицензиатом (то есть прибыль лицензиата после выплаты роялти не должна быть ниже прибыли лицензиата в отсутствие лицензии). Также были перечислены факторы, влияющие на размер роялти.

Главная проблема – определение долей лицензиара и лицензиата. Были рассмотрены методы определения долей прибыли лицензиара и лицензиата.

Так, если лицензиат не вносит существенного вклада в увеличение ценности лицензированной продукции, то применяются:

  • эмпирические исследования: экспертные оценки доли распределения прибыли («правило 25%»), стандартные ставки роялти (определяются по базе данных ktMINE), изучение сопоставимых лицензионных соглашений (с использованием баз данных RoyaltyStat и ktMINE);
  • бенчмаркинг расчетной прибыли лицензиата.

Если лицензиат вносит вклад в увеличение ценности лицензированной продукции:

  • учитывается капитализация расходов на разработку НМА (часто применяется в совокупности с методом распределения прибыли);
  • проводится углубленный функциональный анализ лицензиара и лицензиата с целью выяснения их относительных вкладов (изучение факторов, влияющих на образование дополнительной прибыли и ролей лицензиара и лицензиата в создании этих факторов).

О последних изменениях ОЭСР и ООН в отношении ТЦО рассказал советник по трансфертному ценообразованию ОЭСР Стефан де Баетс.

В феврале 2013 г. ОЭСР был подготовлен доклад Base Erosion and Profit Shifting (BEPS Report).

В конце июня 2013 г. ОЭСР планирует опубликовать на сайте документ о налоговых убежищах (Safe Harbours).
Как отметил докладчик, на сайте ООН будет опубликован Practical Annual on Transfer Pricing (будет доступен в июле 2013 г.).

Также в июле 2013 г. ОЭСР будет подготовлен доклад для Минфина России по вопросам ТЦО.