Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Целовальник

19, Марта 2013

Как была устроена в России государственная монопольная торговля водкой, можно узнать из учебников. Но простонародные русские сказители, похоже, не читали ни учебников, ни уж тем более налоговых уложений.

Представления наших сказочников о том, какие налоги платил целовальник, весьма смутные. Во всем корпусе русских сказок нам не удалось найти ни одного свидетельства тому, что сказители понимают хотя бы само слово «целовальник»: человек, целовавший крест, то есть поклявшийся торговать только государственной водкой и не продавать самогона.

Чаще всего сказители употребляют слово «целовальник» подобно детям – не понимая ни смысла его, ни происхождения.
К тому же целовальник, трактирщик, вызывает у посетителя трактира сложные чувства.

Целовальнику можно торговать водкой, а крестьянину нельзя, хотя было бы выгодно. По вине государственной монополии на водку крестьянину нельзя гнать самогон, а можно только варить пиво. Хотя экономилось бы много денег. Это ведь целовальнику несут последние гроши. И это ведь по вине целовальника крестьянин не может выбраться из бедности. И работу случается прогуливать в трактире. И замерзнуть случается по дороге из трактира домой. И быть ограбленным лихими людьми. А случается, и последний тулуп прозакладывать целовальнику за рюмку водки.

Одним словом, целовальников русская сказка не любит – заведомо считает их всех хитрецами и огульно подозревает в уклонении от уплаты податей, которые все остальные крещеные люди исправно платят. А уж если целовальник еще и рыжий – совсем беда. Непременно обманет всех – и посетителей своих, и казака, собирающего подати, и самого государя.

Ведь в представлениях русской сказки целовальник покупает у государства водку по твердой цене. И продавать должен тоже по твердой цене, лишь с небольшой наценкой.

Однако же это правило распространяется только на чистую водку. А он, мошенник, чистой водки не подает, но делает из казенного хлебного вина наливки и настойки, за которые волен назначать любую цену. Цена настоек по сравнению с ценой водки, из которой настойки сделаны, может возрасти вдвое, втрое, а то и в сто раз. Двойную, тройную, а то и стократную не облагаемую налогом прибыль приносит целовальнику добавленный в водку стручок перца или щепотка аниса.

Вот, скажем, в одной из сказок купеческий сын заезжает в трактир выпить водки. Берет анисовую настойку и говорит целовальнику:

«Ах, хороша твоя анисовая, хоть бы и сто рублей за нее заплатить».

А целовальник немедленно так и записывает в счет – сто рублей. Юноша выпивает еще две рюмки настойки и получает счет в триста рублей. Деньги непомерные. Целый воз водки можно купить на такие деньги. Но целовальник настаивает, что купеческий сын сам ведь назначил такую цену, да еще и при свидетелях. Приходится купчику платить, заложив шубу.

То есть целовальник – еще и ростовщик, а его трактир – еще и ломбард. И этот побочный бизнес никакими налогами не облагается.

На счастье купеческого сына, едва тот выходит из проклятого трактира, как встречается ему отцовский партнер, тоже, как и целовальник, рыжий, то есть тоже хитрец. Этот старый негоциант ведет купчика обратно к целовальнику и обещает вернуть деньги. Рыжий купец видит в трактире под потолком копченую баранью лопатку, хлопает целовальника по плечу и спрашивает:

«А почем у тебя вот эта лопатка?»

Целовальник назначает цену, рыжий купец платит и хватается за нож, чтобы вырезать целовальникову лопаточную кость, которую только что сторговал, да еще и при свидетелях. Целовальник молит о пощаде, и рыжий купец щадит целовальника с тем только условием, чтобы тот отдал купеческому сыну обманом полученные триста рублей.

А мы узнаем из этого эпизода, что целовальник торгует еще и закусками. То есть его трактир – это не только место, где продают водку, это еще и предприятие общественного питания, каковой побочный бизнес тоже не облагается никакими налогами.

Вот же мошенник! Он изготавливает настойки, но не платит никакого налога на прибыль. Он дает деньги в долг, берет в заклад вещи и торгует заложенными вещами, если хозяин их не выкупил. И никакого налога на прибыль. Он предоставляет рестораторские услуги, торгует копченьями и соленьями, но не платит за это никакого налога с продаж.
Участие в монопольной государственной торговле водкой (то есть уплата акциза, как мы бы сейчас сказали) удивительным и несправедливым образом освобождает целовальника из русской сказки от уплаты всех остальных налогов. Ни налога с продаж, ни налога на прибыль, ни подоходного налога, ни подушной подати, ни подати с дыма не платит целовальник. Платит только акциз. Да еще и спаивает народ.
Ну как не мошенник?

Валерий Панюшкин