Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Вольные мастера

16, Февраля 2013

В русских сказках есть целая категория персонажей, которые не платят налоги. Кажется, никакие, никому и никогда. Это вольные мастера: портные, плотники, столяры… Извозчики, между прочим, тоже относятся к этой категории. Их доходы не облагаются никаким налогом: ни податью, ни пошлиной, ни мытом. Все заработанное они получают на руки и никому ничего не должны.

Крестьянин платит налог на землю (оброк) и налог на время (барщину). Купец платит странновато устроенные, но все же импортную и экспортную пошлины. А бродячий плотник, приходя в город и подряжаясь строить дома, церкви или крепостные стены, не платит никому ничего. И бродячий портной, приходя в деревню и подряжаясь шить людям одежду, тоже не платит ничего, никакого даже «мирского» или «земского» сбора, которые обязательны для всех остальных.

Они освобождены от всех налогов, эти вольные мастера. И не сразу понятно, на каком основании. И как сказочные налоговые службы (как правило, казак, собирающий подать) отличают вольных мастеров от местного населения, долженствующего платить налоги? По каким признакам? Что это у вольных мастеров за лицензия, освобождающая их от налогов? Почему если вольный портной целый год живет в селе и шьет всем одежду, то он не платит налогов, а в том же селе торгующий лавочник налоги платит?

Об этом мы узнаем из сказки про рака.

В этой сказке бродячий портной приходит в некое село и стучится из двери в дверь, спрашивая, не нужно ли кому-нибудь пошить какую-нибудь одежду. В третьей или четвертой избе дверь открывает женщина и заказывает портному кафтан. Это большой и дорогой заказ. Портной с радостью принимается за работу. Но вскоре выясняется, что муж женщины, заказавшей кафтан, уехал. То есть баба приняла решение заказать дорогую вещь и потратить много денег, не посоветовавшись с мужиком. По понятиям русской сказки это совершенно безответственное решение. Вернувшись, муж, скорее всего, откажется платить портному, потому что думать надо было, а не выполнять глупые тряпичные бабьи капризы.

Портной раздосадован. Он потратил зря драгоценное свое время. Ему хочется как-то отомстить безответственной заказчице. Впрочем, беззлобно – просто подшутить над нею. Прежде чем уйти, портной отправляется на реку, ловит в реке рака и подбрасывает бабе в квашню, где выбраживает опара для хлеба.

А некоторое время спустя баба идет месить хлеб, видит в квашне рака и ужасно пугается. Выбегает на улицу, кричит, созывает всю деревню и сетует, что в квашне у нее, дескать, завелся черт.

Деревенские жители тоже оказываются весьма неинформированными людьми. Никто из них никогда в жизни не видел рака, никто не знает, что это за чудовище завелось у бабы в квашне и как с этим чудовищем быть. Обращаются к портному: он – человек пришлый и, стало быть, опытный, повидавший мир. Может быть, он знает, что это за черно-зеленое чудовище с клешнями как ножницы и множеством лап, похожих на иглы?

Портной, конечно, знает. Он зачерпывает из колодца ведро воды и запускает рака в воду. Весь деревенский сход может воочию убедиться, что чудовище прекрасно чувствует себя под водой. Потом портной обращает внимание деревенских жителей на то, что у черного чудовища и вправду есть лапы, похожие на иглы, и есть клешни, похожие на ножницы. Ну? Кто же это? Не догадались?

«Это подводный портной, – говорит наземный портной деревенским жителям. – Видите у него инструменты? Он живет в воде и шьет русалкам платья!»

Это объяснение деревенских жителей вполне удовлетворяет, и они уважительно отпускают рака в реку, пожурив крикливую бабу за то, что она – заполошная дура – не смогла распознать вольного мастера. Рак в их представлении – вольный ремесленник: он никому ничего не должен и его нельзя задерживать.

А нам из этого эпизода становится очевидно, что у вольных ремесленников в русской сказке есть единственный и достаточный признак принадлежности к освобожденному от налогов сословию, единственная лицензия на беспошлинный труд – инструменты.

Дело в том, что инструменты металлические, железные. В представлении русских сказителей железные – это значит очень дорогие. Вообще-то, в деревне все деревянное. И чтобы стать вольным ремесленником, чтобы получить право работать беспошлинно, надо купить очень дорогие железные инструменты.

То есть неверно думать, будто вольные мастера не платят податей. Платят – единовременный железный налог. Их налоги «зашиты» в непомерно высокой цене железных инструментов. Подать за вольных мастеров платят железодобытчики и кузнецы.

Валерий Панюшкин