Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Резолюция XIV Международной научно-практической конференции «Налоговое право в решениях КС РФ»

05, Июля 2017
СОБЫТИЕ: 
XIV Международная научно-практическая конференция, 21–22 апреля 2017 г., юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Организаторы:
журнал «Налоговед», юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Школа права «Статут»

Экспертная поддержка – «Пепеляев Групп».
 

Участники конференции обсудили вопросы теории и практики налогового права в решениях Конституционного Суда РФ, принятых в 2016 г., а также перспективы развития налогового права в России.
 

Проявляя конструктивность, сдержанность и уважительность в оценках решений Конституционного Суда РФ за истекший «конституционно-отчетный налоговый период», участники признали чрезвычайно высокую ценность его работы в налоговой сфере, отметили неравнодушие судей и сотрудников аппарата к правовым проблемам российских налогоплательщиков.
 
По итогам состоявшейся дискуссии были сделаны следующие выводы.
 
  1. В Конституционный Суд РФ в 2016 г. поступило большое число обращений граждан и организаций по актуальным налоговым вопросам, требующим конституционно-правовой проверки. Это означает, что налогоплательщики доверяют Конституционному Суду РФ и ждут от него правовой помощи, которой не могут получить на нижестоящих досудебном и судебном уровнях взаимодействия с государством.
  2. Принципиальные и последовательные правовые позиции Конституционного Суда РФ положительно влияют на формирование единообразной судебной практики разрешения налоговых споров РФ (Определение от 10.11.2016 № 2561-О и др.), смягчение «ненормативной реальности» для налогоплательщиков.
  3. Граждане России – соучастники процесса конституциализации налогового права Российской Федерации; Конституционный Суд РФ нуждается в активных гражданах-налогоплательщиках.
  4. Текущая экономическая политика государства должна быть самым последним из факторов, учитываемых Конституционным Судом РФ при формировании и обосновании его правовых позиций. Именно в таком случае авторитет Конституционного Суда РФ будет повышаться, а его положение – упрочняться.
  5. В решениях Конституционного Суда РФ (постановления от 31.05.2016 № 14-П, от 23.03.2017 № 9-П) встречаются случаи необоснованного смешения гражданско-правового и административного регулирования, снижения требовательности к действиям государства и его органов.
  6. Постановление КС РФ от 24.03.2017 № 9-П может дать отрицательный импульс взысканию недоимки с физических лиц в обход процедур, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Требуется внести соответствующие поправки в налоговое и гражданское законодательство для гармонизации отраслей права.
  7. Постановление КС РФ от 31.05.2016 № 14-П, которым признано соответствующим Конституции РФ правовое регулирование платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими максимальную массу свыше 12 тонн, не способствует в полной мере предотвращению негативных социальных и экономических последствий.

    При рассмотрении подобных дел необходимо использовать положительный опыт правовой квалификации обязательных публичных платежей (постановления КС РФ от 24.10.1996 № 17-П, от 18.02.1997 № 3-П, от 11.11.1997 № 16-П и др.), не допускать ее неоправданного и неубедительного изменения, разрушающего теорию финансового права.
  8. В современном российском налоговом праве количество законов превалирует над их качеством. Внесение существенных поправок в налоговый законопроект во втором чтении не было признано Конституционным Судом РФ противоречащим Конституции РФ (Определение от 11.10.2016 № 2152-О), при этом не дано определения концепции законопроекта, не определены конституционные критерии его изменения и правовые последствия нарушения процедуры внесения таких поправок.
  9. В связи с увеличением дел о необоснованной налоговой выгоде необходимо либо дать конституционное истолкование ее понятия, либо исключить его из практики разрешения налоговых споров как не применимое к односторонним публично-правовым отношениям, в которых нет выгоды в значении, присущем двусторонним гражданско-правовым сделкам.
  10. Отсутствие единообразия в применении арбитражными судами доктрины обоснованности налоговой выгоды нарушает принципы равенства, справедливости налогообложения и неотвратимости привлечения к ответственности виновных лиц.

    Следует дать конституционную оценку правовой возможности обжалования постановлений пленумов высших судебных органов, в том числе Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 531, в Верховном и Конституционном судах РФ, по аналогии с оспариваем писем министерств и ведомств.
  11. Изменение налогово-правовой реальности требует от Конституционного Суда РФ оперативного ответа. В целях эволюционного, а не революционного пути развития государства и права в России необходимо дать конституционную оценку:
    - судебной практике взыскания недоимки на основании критерия необоснованной налоговой выгоды как не закрепленного в налоговом законодательстве;
    - изменениям в законодательстве, сделавшим фактически невозможным обжалование судебных актов в надзорном порядке в случае отсутствия единообразия практики применения правовых норм арбитражными судами;
    - положениям ст. 56 НК РФ (во взаимосвязи со ст. 165 НК РФ) в истолковании, налагающем на налогоплательщиков избыточное бремя доказывания обоснованности применения налоговых льгот;
    - повышению сверх ставки Банка России размера пеней в случае несвоевременной уплаты или необоснованного возмещения налога.
  12. С учетом универсальности максим «без представительства нет налогов», «нет денег государства, есть деньги налогоплательщиков», «государство обязано обеспечить эффективное использование бюджетных средств» заслуживает активного изучения и внедрения положительный опыт зарубежных правовых систем, позволяющих гражданам и организациям контролировать и оспаривать в суде неэффективное расходование государством бюджетных средств и обоснованность установления налоговых льгот.

    Отказ Конституционного Суда РФ рассматривать по существу жалобы граждан на неконституционность правовых норм, регулирующих налоговые льготы, не имеет прочной конституционной основы.
  13. Публичная цель взимания налогов в Конституции РФ корреспондирует социальным обязательствам государства и самому смыслу его существования. В правовом государстве принцип его солидарности с налогоплательщиками должен распространяться и на расходные бюджетные обязательства, и на действия государственных органов, нарушающих права налогоплательщиков.

    Конституционному Суду РФ следует обратить внимание на проблему ответственности государства перед гражданами за ошибки государственных органов по распоряжению публичными финансами.
  14. С точки зрения принципа равенства заслуживает внимания проблема явной противоречивости судебных подходов в вопросе применения вычетов по необлагаемым операциям, предусмотренным ст. 149 НК РФ.
  15. Принцип определенности налогового законодательства, защищаемый Конституционным Судом РФ, корреспондирует принципу определенности правовых позиций судов. Между тем последний не получил надлежащей защиты в решениях Конституционного Суда РФ.
  16. Необходимо формировать позитивные принципы налогового права, а не от противного. Например, дать конституционное определение понятия «обязательный публичный платеж», определить критерии посильности налогового бремени, права бюджетов разных уровней на отдельные виды публичных платежей или причитаю­щуюся им долю от таких платежей, закрепить принцип сдержанности государства в налоговых притязаниях к физическим лицам.
  17. В связи с тем, что Конституционный Суд РФ все чаще принимает решения с оговорками, беря на себя функции позитивного законодателя (постановления от 31.05.2016 № 14-П, от 05.07.2016 № 15-П), в решениях следует более четко обозначать срок исполнения его требований к Правительству РФ и Федеральному Собранию.
На сайте Конституционного Суда РФ может быть создан раздел, который отражал бы степень исполнения вынесенных решений и способствовал дополнительному общественному контролю за действиями органов власти по их исполнению.

1 Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».