Рекомендации круглого стола
XII Всероссийский налоговый форум ТПП РФ «25 лет налоговой системе России»,
28 ноября – 1 декабря 2016 г., Москва
Круглый стол «Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов: от спора к диалогу»,
29 ноября 2016 г., Москва
Появляются новые механизмы недопущения и «бесспорного» разрешения возможных конфликтных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками: налоговый мониторинг, налоговый рулинг, предварительное соглашение о ценообразовании. Они признаются и налоговыми органами, и налогоплательщиками как более действенные по сравнению с обычными проверочными мероприятиями, однако пока доступны лишь единицам.
- развивается электронное взаимодействие с налогоплательщиками;
- на сайте Службы публикуется информация о ненадежных контрагентах;
- налогоплательщикам направляются информационные письма о «проблемных поставщиках» и др.
I. Профилактика и предотвращение нарушений законодательства о налогах и сборах
На уровне ФНС России
1. Информирование налогоплательщиков об административной практике, формируемой по результатам рассмотрения апелляционных жалоб.
Такая подача материала может создавать административные прецеденты, которые позволят налогоплательщикам идентифицировать обнародованную ситуацию и сравнить ее со своей деятельностью, чтобы в дальнейшем исправить ошибки и иметь возможность ссылаться на следование этой практике как на основание для смягчения или исключения ответственности за налоговое правонарушение.
2. Регулярное обобщение практики – наиболее типичных оснований возникновения спора, результатов его разрешения на уровне ФНС России и территориальных управлений.
Служба могла бы издавать не только письма, но и разъяснения, которые бы носили рекомендательный характер для налоговых органов и налогоплательщиков. Налогоплательщики должны быть уверены, что следование таким рекомендациям не повлечет претензий налоговых органов в будущем.
3. Широкое использование потенциала общественных организаций для выработки позиций по спорным ситуациям, когда их разрешение имеет важное значение для той или иной отрасли, большой группы налогоплательщиков и т. п.
Экспертный совет ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики готов рассматривать такие ситуации, вырабатывать экспертную позицию по спорным и неоднозначным вопросам с направлением заключения в Управление досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России.
4. Мониторинг практики применения законодательства Республики Беларусь и Республики Казахстан, преду-сматривающего официальную публикацию списков лжепредпринимателей.
Цель – оценить возможность трансформации информационного сервиса ФНС России «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», чтобы придать размещенным на нем сведениям правовое значение.
1. Активнее проводить семинары и лекции с участием налогоплательщиков, использовать для диалога площадки региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей, общественных бизнес-объединений. На ведомственном уровне следует установить норматив подобных мероприятий для каждой инспекции.
2. Систематизировать и ограничить полномочия налоговых органов в части истребования документов и информации с учетом того, что:
- однажды истребованные у налогоплательщика какой-либо инспекцией документы больше не запрашиваются;
- при истребовании документов в рамках выездной налоговой проверки поясняются его причины;
- решение об отказе в продлении срока представления документов должно быть мотивированным;
- в случае направления требования о представлении большого объема документов налогоплательщику дается время его исполнить, новое требование при этом не направляется.
II. Перестройка контрольной работы и работы по результатам споров по вопросам налогообложения
- недостаток мотивации выдвинутых налоговыми органами претензий;
- отсутствие выводов о законности операций;
- неопределенность статуса операций, входивших в предмет проверки, но не признанных незаконными.
1. Подробная мотивировка всех проверочных действий (мероприятий), в частности:
- истребование документов;
- назначение контрольных мероприятий;
- оформление результатов контрольных мероприятий.
- в описательной части подробно указываются проверяемые хозяйственные операции, перечисляются все проверенные документы;
- выводы проверяющих развернутые и мотивированные.
5. Направление налогоплательщику по итогам любых проверочных мероприятий информационного сообщения с фиксацией их результатов.
7. Расширение возможности диалога налоговых органов и налогоплательщиков по спорным неоднозначным вопросам налогообложения. Для этого могут (должны) использоваться следующие инструменты:
- привлечение специалистов, экспертов задолго до проверки для выработки единой позиции по -вопросам налогообложения с отраслевой специ-фикой;
- использование принципов налогового мониторинга – открытость сторон и лояльность налогового органа к налогоплательщику.
III. Развитие института разделения ответственности с некомпетентным администратором (контролером)
- за выявленное впервые налоговое правонарушение вместо штрафа ограничиться предупреждением;
- предусмотреть скидку при уплате штрафа впервые.
4. Нормативное развитие статьи 112 НК РФ об обстоятельствах, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, расширение их перечня.