Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

25 лет налоговой системе России

09, Января 2017
СОБЫТИЕ: XII Всероссийский налоговый форум ТПП РФ,
28 ноября – 1 декабря 2016 г., Москва

КРУГЛЫЕ СТОЛЫ:
№ 1. Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов: от спора к диалогу
№ 2. Проблемы неналоговых платежей в транспортной отрасли: прогноз экономического состояния в 2017 г.
№ 3. BEPS и его внедрение в России: как новые меры влияют на бизнес с международным присутствием?
№ 4. Актуальные вопросы косвенного налогообложения
№ 5. Меры налогового стимулирования развития малого и среднего бизнеса.
№ 6. Трансфертное цено-образование
№ 7. Механизмы взыскания налоговой задолженности: современные тенденции
№ 8. Реформирование системы контрольно-кассовой техники. Переход в 2017 г. на новый порядок в соответствии с Законом № 54-ФЗ
№ 9. Концепция законопроекта о пределах полномочий налоговых органов при проверке обоснованности налоговой выгоды
№ 10. Управление налоговыми рисками. Важнейшие тренды 2016–2017
 

Пленарным заседанием в Торгово-промышленной палате РФ завершилась трехдневная работа ХII Всероссийского налогового форума.
 

В рамках форума организованы круглые столы для обсуждения наиболее актуальных вопросов правоприменения, действующей налоговой системы, возможных законодательных инициатив.
 
Открывая работу, президент ТПП РФ С.Н. Катырин поздравил участников с 25-летием российской налоговой системы. Ее основы были заложены в декабре 1991 г. принятием Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
 
Налоговая система прошла долгий путь от разрозненных законов, закрепляющих отдельные налоги и сборы, до кодифицированного законодательного акта – Налогового кодекса РФ. Но и сегодня серьезной системной проблемой остается слишком частое внесение изменений в НК РФ. 
 
Зачастую с момента инициирования поправок до их принятия проходит несколько дней, все чаще принятые в первом чтении проекты законов «догружают» ко второму чтению изменениями, выходящими за рамки первоначальной концепции. 

В связи с этим ТПП РФ выступает за усиление роли предпринимательских объединений и экспертных сообществ в обсуждении ключевых законопроектов.
 
Среди направлений деятельности ТПП РФ в 2017 г. С.Н. Катырин назвал кодификацию и правовое регулирование неналоговых платежей в России. Эта системная работа была инициирована ТПП РФ при поддержке «Пепеляев Групп» и получила одобрение Президента РФ. 
 
Еще одно направление – законодательное закрепление доктрины налоговой выгоды. Палата с участием экспертов «Пепеляев Групп» провела всестороннее исследование этого вопроса и предложила концепцию альтернативного варианта законопроекта о налоговой выгоде.
 
Руководитель ФНС России М.В. Мишустин, ставший уже постоянным участником форума, подчеркнул, что налоговые органы прошли большой путь от практики тотальных выездных налоговых проверок до точечного контроля на основе риск-ориентированного подхода.
 
Со следующего года налоговые органы займутся администрированием страховых взносов, существующие формы отчетности по каждому фонду объединят, информацию по администрированию страховых взносов можно будет отслеживать в личных кабинетах, количество проверяющих органов сократится, обязательный досудебный порядок обжалования налоговых споров распространится и на взносы. Все это создаст для плательщиков более комфортные условия.
 
Руководитель ФНС России также рассказал о проводимой интеграции информационных систем налоговых органов и Федеральной таможенной службы, что в итоге позволит оперативно выявлять недобросовестных участников ВЭД и создавать благоприятные условия для законопослушного бизнеса.
 
Среди обсуждаемых в Службе нововведений – пересмотр сроков налоговых проверок и их упрощение. Такое возможно благодаря новым информационным системам, внедряемым в работу налоговых органов.
 
Аудитор Счетной палаты РФ С.И. Штогрин предложил на площадке ТПП РФ обсуждать деятельность региональной власти и муниципалитетов. Пока, по его мнению, этой сфере уделяется недостаточно внимания. 
 
Есть и другой вопрос для дискуссии – практика применения нового права регионов размораживать кадастровую стои-мость объектов недвижимости1.
 
Следует провести мониторинг принимаемых орга-нами власти решений, поскольку пока оценки существенно разнятся в зависимости от видов использования имущества и вообще непонятна логика -установления -кадастровой стоимости. 
 
Возможен также ежегодный пересмотр ставок налогов на имущество. На взгляд выступающего, для оценки кадастровой стоимости достаточно одного показателя: -используется имущество в предпринимательской деятельности или нет.
 
Управляющий партнер «Пепеляев Групп» С.Г. Пепеляев представил результаты работы двух организованных компанией круглых столов2.
 
Говоря о концепции законопроекта о пределах полномочий налоговых органов при проверке обоснованности налоговой выгоды, участники круглого стола единодушно признали, что подходы, закрепленные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 533, и сложившаяся на их основе судебная практика нуждаются в осмыслении. 
 
Итогом такого анализа должны стать тщательно подготовленные и согласованные с бизнесом поправки в НК РФ. 
 
Принятый в 2015 г. в первом чтении законопроект4 нуждается в серьезной доработке, как и предложенный для обсуждения участникам круглого стола альтернативный документ.
 
Экспертному сообществу следует активно участвовать в законотворческой работе по этому вопросу.
 
По итогам форума выработаны Рекомендации5, которые направляются в федеральные органы власти.

1 См.: Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 Подробнее см.: Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов: от споров к диалогу // Налоговед. 2017. № 1. С. 57–69.

3 См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

4 См.: проект Федерального закона № 529775-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

5 См.: Рекомендации круглого стола // Налоговед. 2017. № 1. С. 10–15.