Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговая выгода: из Постановления Пленума ВАС РФ – в НК РФ

06, Ноября 2016
СОБЫТИЕ:
Экспертный совет ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства,
6 октября 2016 г., Москва

ПОВЕСТКА
На Экспертном совете также обсуждались вопросы:
- о работе АСК НДС 2 (доклад представил начальник отдела методологии и автоматизации камерального контроля Управления камерального контроля ФНС России А.А. Касянюк);
- о поправках в нормы НК РФ о налоговом контроле за ТЦО (введение суммового порога при отнесении сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к контролируемым).
 

Разработка концепции законопроекта о пределах полномочий налоговых органов при проверке обоснованности налоговой выгоды – вопрос, ставший основным на встрече членов Экспертного совета ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства.

Открывая обсуждение, вице-президент ТПП РФ В.В. Чубаров напомнил, что в мае прошлого года Госдума приняла в первом чтении законопроект № 529775-6, но, судя по отзывам экспертов и бизнеса, этот документ нуждается в существенной доработке1.

ТПП РФ совместно с «Пепеляев Групп» начала подготовку концепции законопроекта о пределах полномочий налоговых органов при проверке обоснованности налоговой выгоды, чтобы на ее основе разработать соответствующий проект закона и представить его для обсуждения на очередном Всероссийском налоговом форуме2.

Руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» В.М. Зарипов призвал участников высказывать свои пожелания и предложения, которые помогут разработчикам в подготовке концепции и законопроекта.

Сейчас споры о налоговой выгоде – это большой неуправляемый поток. За десять лет судами принято более 120 тыс. решений по делам этой категории, что говорит о колоссальном масштабе проблемы. Судебная доктрина налоговой выгоды, позволившая в свое время прекратить «налоговый террор», сегодня сама оказалась в глубоком кризисе: при одинаковых обстоятельствах суды приходят к разным выводам; применение этой доктрины способно отменить любую норму НК РФ и опорочить любую сделку; она используется для ценового контроля неконтролируемых сделок; требование должной осмотрительности выхолащивается судами до безвиновной ответственности за пропавшего поставщика; суды в своих решениях вновь стали ссылаться на Определение КС РФ от 25.07.2001 № 138-О, которым был введен термин «недобросовестный налогоплательщик»3.

По мнению выступающего, пора решительно отказаться от критерия должной осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента, предложив что-то более адекватное взамен: «Принцип круговой поруки уже отработал свой потенциал и начинает работать во вред экономике». К тому же за прошедшее десятилетие ФНС России вышла на совершенно другой, более качественный уровень контрольной работы.

Поскольку избежать определенного усмотрения инспектора и судьи невозможно, необходимо продумать систему сдержек и противовесов, чтобы обеспечить баланс защиты прав и законных интересов обеих сторон. Закон должен уточнить дефиницию налоговой выгоды, ввести понятие налогового выгодоприобретателя, определить методологию и стандарты доказывания необоснованности налоговой выгоды, предоставить дополнительные гарантии налогоплательщикам.

Начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Е.В. Суворова рассказала, что в настоящее время большое число жалоб налогоплательщиков касается оценки обоснованности налоговой выгоды. Суды уже выработали определенные критерии – их нужно учесть в концепции.

По ее словам, в результате анализа зарубежного законодательства, проведенного Службой, выяснилось, что во многих странах подобные нормы закона есть, но они носят декларативный и довольно общий, как в статье 10 ГК РФ, характер: запрещено злоупотреблять правом в целях неисполнения обязанности по уплате налогов. Получается, судам и инспекторам оставлено широкое усмотрение при разрешении споров о налоговых злоупотреблениях. «Можно ли пойти вперед и закрепить в Налоговом кодексе РФ более детальные нормы?» – задалась вопросом Е.В. Суворова.

В.М. Зарипов пояснил, что зарубежные налоговые органы, в отличие от российских, руководствуются не нормами, а принципами администрирования, например принципом разумной достаточности, поэтому детальная регламентация их деятельности в законе не нужна. В других странах нет и столь подробных процедур налогового контроля, которые были установлены Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ4 о совершенствовании налогового администрирования и доказали свою работоспособность.

По словам управляющего партнера «Пепеляев Групп» С.Г. Пепеляева, важнейшая задача разработчиков концепции – четко развести налоговое мошенничество и злоупотребление. В законе должен быть закреплен алгоритм доказывания, порядок которого суды сейчас часто упрощают.

Аудитор Счетной палаты РФ С.И. Штогрин усомнился в возможности существования в Налоговом кодексе РФ такого понятия, как злоупотребление. Если нет нарушения закона, то можно ли предъявлять претензии налогоплательщикам? 

Докладчик напомнил, что Кодекс задумывался как закон прямого действия. Поэтому нужны четкие нормы для единого их понимания налогоплательщиками и налоговыми инспекторами.

По мнению начальника Правового управления ФНС России О.В. Овчара, налогоплательщикам не всегда «интересно» доказывать обоснованность налоговой выгоды. Это прослеживается по делам, в которых реальность сделки не оспаривается налоговым органом, но у налогоплательщика отсутствуют документы, подтверждающие расходы. 

Также не стоит торопиться отказаться от концепции должной осмотрительности. Если налогоплательщик попал в некрасивую историю случайно, то как он докажет свою правоту?

Невозможен и закрытый перечень способов доказывания: все дела разные по фактическим обстоятельствам, даже если внешне они похожи. Бывает и так, что у одного налогоплательщика за разные налоговые периоды есть противоположные решения судов, потому что налоговый орган в каком-то деле не собрал достаточно доказательств. Без судебного усмотрения также не обойтись.

Члены Экспертного совета, участвовавшие в обсуждении, в целом поддержали идею подготовки концепции и законопроекта. Проблема есть, и ее надо решать законодательным путем, контролируя исполнение. 

Бизнесу нужны единые правила. Конечно, будут попытки обойти и новые правила, но исходить надо из того, что бизнес в основном добросовестный. Налоги должны платиться по закону, а не больше или меньше. Иначе возникает недобросовестная конкуренция.


1Концепция законопроекта не учитывает сложившейся судебной практики; предлагается довольно формальный бухгалтерский подход; в отношении вычетов и расходов вводится объективное вменение; не определена судьба Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 и нормы ст. 45 НК РФ о судебном порядке переквалификации сделок.
2 Форум «25 лет налоговой системе Российской Федерации» запланирован на 28 ноября – 1 декабря 2016 г.
3 Подробнее см.: Зарипов В.М. Кризис концепции налоговой выгоды // Налоговед. 2015. № 6. С. 19–31; Сасов К.А. Обоснованность налоговой выгоды: кризис доктрины или крушение права? // Налоговед. 2016. № 11. С. 24–33.
4 См.: Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».