Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

«90–60–90» для ФНС России

17, Августа 2012
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума
Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
 
Новый метод оценки деятельности руководителей федеральных органов государственного управления внедряется в отечественную практику. Речь идет о проекте Постановления Правительства РФ1, предусматривающем оценку руководителей ФНС России и ФТС России на основе конкретных показателей результатов их работы. Это давно и успешно применяемые в бизнесе коэффициенты (KPI), от достижения которых зависит карьера и благосостояние сотрудника.

Минэкономразвития России (автор проекта) выбрало в качестве критериев эффективности не достижение непосредственных, определенных законодательством целей ведомств (сбор средств в бюджет и т. п.), а показатели стратегического направления – улучшения инвестиционного климата в стране.

Руководителя ФНС России предложено оценивать по шести пунктам. Во-первых, удалось ли ведомству добиться снижения трудозатрат (в часах) малого и среднего бизнеса на процедуру уплаты налогов. Во-вторых, по искам налоговых органов результативность в суммовом исчислении должна возрасти с 64,5 до 80%. Что касается исков налогоплательщиков, то налоговики должны перестать проигрывать в 62,8% случаев, а подняться до уровня 48%. Следующий показатель зависит от субъективной оценки бизнесом деятельности налоговых органов. Сейчас только 30% бизнесменов ставят инспекциям удовлетворительную оценку. Ведомство должно нравиться 70% респондентов.
Еще три показателя связаны с процедурой регистрации юридических лиц.

Реализация этой идеи будет зависеть от двух условий. Прежде всего, кто и как будет оценивать соблюдение критериев? Например, процедуры регистрации компаний могут быть попросту укрупнены, так что вместо 9 получится 3, но их объем и трудоемкость сохранятся. Потребуется профессиональный качественный анализ изменений, причем не только нормативной базы, но и правоприменительной практики.

Особое внимание надо уделить способам достижения результатов: они не должны противоречить стратегической задаче, ради которой вводятся KPI. Ведь если повышение показателей судебной работы произойдет не из-за уменьшения необоснованных претензий проверяющих и улучшения досудебного разрешения споров, а, например, в результате  давления на суд, то вряд ли цель можно будет считать достигнутой.

Любые KPI эффективны только в том случае, если они четко и неизбежно детерминируют карьерные последствия. Этот вопрос наименее продуман в проекте Постановления – никакой прямой ответственности за срыв KPI не предусмотрено. Однако, если вести речь только о «политической ответственности» руководителей ведомств и если аргумент о наполнении бюджета в очередной раз возобладает над другими доводами, эффект не будет достигнут.

Приглашаем авторов к дискуссии о целесообразности установления KPI для руководителей финансовых ведомств, а также об особенностях реализации этой идеи в текущей административной и судебной практике, позволяющей судить об успешности начинания.

«Налоговед» будет внимательно отслеживать ход реализации нововведения. Результаты обсуждения будут обобщены и представлены в Правительство РФ.
 


1 См.: ВЕДОМОСТИ. № 129. 2012. С. 1,3.