Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Возможности и препоны

04, Июня 2012
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума
Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
 
Рассмотрение в вышестоящих налоговых органах апелляционных жалоб налогоплательщиков на решения налоговых инспекций стало довольно эффективным средством разрешения споров. До 44% жалоб удовлетворяются (половина – в полном объеме, половина – частично). Правда, в их число попадают преимущественно споры по незначительным доначислениям – в суммовом выражении в апелляционном порядке еще год назад снималось около 17% доначислений. Сейчас этот показатель несколько вырос (до 25%)1.

Налогоплательщики, не получившие удовлетворения в вышестоящем налоговом органе и обратившиеся в арбитражный суд в 2011 году, одержали победу в 62,8% разбирательств. Однако эти показатели сопоставимы с показателями периода до введения обязательного досудебного обжалования. Это свидетельствует о том, что далеко не во всех случаях решения вышестоящей налоговой инстанции обоснованны и что суды вынуждены исправлять ошибки, которые  «налоговые аудиторы» призваны не допускать.

Следует разобраться в причинах недостаточной эффективности досудебной процедуры разрешения налоговых споров и предложить усовершенствования, основанные на твердых принципах.

Принципы обжалования административного акта (решения) в компетентном административном органе сформулированы, в частности, в Резолюции 77 (31) Совета Европы2: право гражданина быть выслушанным (то есть право приводить доводы, знакомиться с доказательствами); право на доступ к информации (то есть право знать обо всех обстоятельствах, связанных с принятием решения); право на привлечение консультантов и представителей; право на ознакомление с мотивировкой (решение по жалобе должно содержать изложение его мотивов); право на уведомление о средствах защиты от административного акта (лицу должно быть сообщено о дальнейших средствах защиты и сроках использования таких средств).

Исследователи отмечают, что иногда административный пересмотр оказывается неэффективным и справедливо воспринимается как препятствие реализации права на обращение в суд. Одна из причин – отсутствие ответственности государственных органов, призванных рассматривать жалобы и не делающих этого с должным тщанием. Однако даже в западных странах практически нет примеров, когда государственные служащие привлекались бы к ответственности за неурегулирование претензий на этапе административного пересмотра, повлекшее проигрыш государственным органом дела в суде3.

Сопоставление действующих норм Налогового кодекса РФ с названными принципами без труда позволяет определить необходимые усовершенствования. О некоторых из них в журнале «Налоговед» уже говорилось4.

Конечно, апелляционное рассмотрение в вышестоящем налоговом органе не должно превращаться в дорогостоящую и громоздкую квазисудебную процедуру – нет смысла сокращать затраты на судебную систему и наращивать их в управленческом секторе. Но увеличение срока для подготовки апелляционной жалобы (до 1 месяца против нынешних 10 дней) и обеспечение налогоплательщику возможности ознакомиться со всеми дополнительными материалами дела и устно представить доводы (самостоятельно или через профессионального представителя) – это те минимальные поправки, с которыми не приходится спорить.
 


1 Эти данные привел на Втором международном юридическом форуме в г. Санкт-Петербурге замруководителя ФНС России С. Аракелов.
2 См.: Решение 77(31) «О защите граждан в ходе деятельности административных органов» / Принято Комитетом Министров Совета Европы 28.09.1977 на 275-м Совещании заместителей министров. – URL: http://www.coe.int/t/dghl/standardsetting/cdcj/administrative_law_en.asp.
3 Обзор лучшего зарубежного опыта в области альтернативных процедур разрешения споров между государственными органами и частными лицами / Проект «Совершенствование доступа к правосудию в Российской Федерации» в рамках Программы Европейского Союза TASIS.
4 См.: Суворова Е.В. Концептуальные изменения процедуры рассмотрения налоговых споров // Налоговед. 2012. № 5. С. 13.