Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Там, за горизонтом…

09, Мая 2012
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума
Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
 
«ОТРАСЛЕВЫЕ» НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ

По всей стране прокатилась волна налоговых доначислений компаниям связи, обусловленная толкованием понятия «терминация трафика».

Крупные неприятности возникли в секторе нефтедобычи из-за различных взглядов на «забуривание боковых стволов скважин».

Торговые сети лихорадит отсутствие взаимопонимания с налоговиками в вопросах выплаты премий и скидок поставщикам товаров.
 

Наиболее «потрясающие» бизнес налоговые споры связаны, как правило, с толкованиями не самих норм НК РФ, а с интерпретацией норм отраслевого законодательства. Таких примеров – многие десятки. Наличие подобного рода неясностей не связано с несовершенством налогового законодательства, нечеткостью или двусмысленностью его норм. Они порождаются динамичным развитием бизнеса, появлением новых технологий, форм и способов хозяйствования, коммерческих приемов и инструментов. Существует и всегда будет существовать задача адаптации технологических и коммерческих новшеств к налоговому законодательству, вписать их в устоявшиеся представления и правоприменительную практику.

Сейчас НК РФ не дает возможности сделать это без рисков для бизнеса. Он не содержит инструментов, позволяющих новаторам предвидеть налоговые последствия своих хозяйственных инициатив.

Действительно, пункт 7 статьи 3 НК РФ о правилах толкования неустранимых сомнений, противоречий и неясностей касается только актов законодательства о налогах и сборах. Полномочия Минфина России давать разъяснения налогоплательщикам ограничены вопросами применения налогового законодательства.

Налогоплательщики должны иметь возможность не только получать разъяснения законодательства, но и согласовывать с фискальными органами налоговые последствия конкретных сделок (особенно масштабных, нестандартных, комплексных) до начала их реализации. В зарубежных странах уже имеется детально проработанная база и полувековой опыт предварительных налоговых согласований.

Возможностью согласовать налоговые перспективы особенно активно пользуются приходящие в страну иностранные инвесторы, которые рассматривают наличие соглашений с налоговыми органами как гарантию защиты от налоговых претензий. Такая возможность действительно улучшает инвестиционный климат в стране и предопределяет предпочтения инвесторов.

В нашей стране давно ведутся разговоры о создании эффективного правового механизма предварительного согласования налоговых последствий хозяйственных сделок и операций, направленного на снижение неопределенности и конфликтности, но «воз и ныне там».

Противники введения системы предварительных налоговых соглашений ссылаются, прежде всего, на коррупционность этого института: мол, такие соглашения породят целую преступную индустрию, когда нужные варианты решений будут попросту покупаться, как индульгенции в средние века.

Но, во-первых, коррупционные возможности гораздо шире в тех случаях, когда налоговики предпочитают по три года «не замечать» проблем, а затем высказывают свою позицию посредством гигантских доначислений и штрафов. В такой ситуации у налогоплательщиков больше поводов быть «сговорчивее».

Во-вторых, давно придуманы и с успехом реализуются механизмы, придающие процессам переговоров налогоплательщика и налогового органа полную прозрачность, исключающие «серые» согласования.

Разумных оснований отказываться от введения предварительных налоговых соглашений просто нет. Первый робкий шаг в этом направлении сделан: в рамках регулирования контроля трансфертного ценообразования законодательно закреплена возможность заключения предварительных соглашений о ценообразовании.

Закрепляли долго. Быстро ли поедем?