Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Значение судебной практики для развития внесудебной процедуры разрешения налоговых споров

08, Апреля 2010
А. Г. Першутов,
судья ВАС РФ, член Президиума ВАС РФ, канд. юрид. наук
E-mail:
nalogoved@nalogoved.ru
 
С учетом норм действующего АПК РФ, по-новому определивших значение стадии рассмотрения судебных дел в порядке надзора, стоит иначе оценивать роль постановлений Президиума ВАС РФ. В большинстве случаев выводы Президиума ВАС РФ по конкретному делу выходят за его рамки, что свидетельствует о развитии прецедентного права в России

Развитие досудебной процедуры разрешения налоговых споров

Введение в действие части первой Налогового кодек­са РФ предоставило налогоплательщикам альтернативу в избрании способа обжалования (административного или судебного) актов налоговых органов, действий или
бездействия их должностных лиц.
Практика показала, что налогоплательщики предпоч­
ли судебный порядок разрешения споров с налоговыми
органами. Почему и от кого зависит выбор способа обжа­
лования решений налоговых органов? Выделим четыре субъекта, от которых в той или иной мере зависит выбор налогоплательщика.
Во-первых, сам налогоплательщик, который выберет наиболее удобный или, если хотите, выгодный для не­го способ с точки зрения эффективности, а также вре­менных и материальных затрат. Ведь сколько ни говори слово «халва», слаще от этого во рту не станет. И, сколь­
ко бы налогоплательщика не убеждали  предпочесть адми нистративный способ разрешения налоговых спо­ров, пока он сам не убедится в выгодности этого спосо­ба по сравнению с судебным, он не поверит – ему нуж­ны стимулы.
Второй субъект, от которого зависит выбор налого­плательщика, – налоговые органы, которым пред стоит рассматривать его жалобу. Но пока налоговые орга­ны не заинтересованы в том, чтобы налогоплатель­щик предпочел административный способ разреше­ния споров, – им дополнительная работа не нужна. Здесь также необходимы дополнительные стимулы, для того чтобы налоговым органам было экономичес­ки выгодно  исправлять свои ошибки внутри системы, а не вне ее.
Третий субъект – это законодатель, способный ре­гулировать эти процессы. Но законодатель пока огра­ничил обязательность досудебного разрешения на­логовых споров только решениями о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответствен­ности. При этом ничто не мешает законодателю рас­пространить досудебный порядок и на остальные  акты налоговых органов (их большую часть), а также на дейст вия (бездействие) их должностных лиц. Правда, при этом следует иметь ввиду, что, если обязательный досудебный порядок разрешения споров будет неэф­фективным, споры в конечном счете дойдут до суда. Это только вопрос времени.
В результате самым заинтересованным в развитии до­судебных процедур разрешения налоговых споров ока­зался четвертый субъект – суды. Их интерес в этом очеви­ден и заключается в снижении нагрузки, по крайней мере, до научно обоснованных нормативов. Причем от судов в настоящее время во многом зависит как то, изберут ли налогоплательщики внесудебный порядок разрешения споров, так и то, будут ли вышестоящие налоговые орга­ны при разрешении жалоб налогоплательщиков работать эффективно.

Налого­плательщики предпочитают судебный поря­док разрешения споров с налоговыми органами

Почему налогоплательщики не обращаются к внесудебному порядку разрешения споров?

Теперь несколько слов о причинах, почему налогопла­тельщики без особого желания избирают администра­тивный (внесудебный) порядок разрешения жалоб.
Налогоплательщики опасаются пропустить трехме­сячный срок для обращения в суд (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Тем более что некоторые арбитражные суды создали поч­ву для таких опасений. Отказывая налогоплательщикам в восстановлении пропущенного срока в связи с исполь­зованием ими внесудебных процедур разрешения спора, суды практически лишили смысла саму идею развития внесудебных процедур разрешения налоговых споров.
ВАС РФ не мог не отреагировать на такую судебную практику, и проблема была частично решена с приняти­ем Постановления Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 № 8815/07 (далее – Постановление № 8815/07) о по­рядке исчисления срока, в течение которого налогопла­тельщик может обратиться в арбитражный суд с жалобой на решение налогового органа, которое было обжалова­но в административном порядке.
Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, а решения или действий (без­действия) налоговой инспекции незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех меся­цев со дня, когда гражданину или организации стало из­вестно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Положения, предусмотренные статьями 101.2 и 139 НК РФ, как раз и являются этим исключением.

СОВЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ
Как поступить налогопла­тельщику, который в отве­денный НК РФ срок не полу­чил ответа вышестоящего налогового органа на апелля­ционную жалобу?
Если налогоплательщик выполнил все требования и закон нарушает выше­стоящий налоговый орган, не стоит бездействовать. Не дождавшись ответа на апелляционную жалобу в установленный срок, налогоплательщик может обратиться в суд. Ошибочно считать, что не вступившее в силу решение налогового органа не может быть обжаловано в суде. Ни налоговым, ни арбит­ражным процессуаль ным законодательст вом не ограничено право налого­плательщика на обжало­вание в судебном порядке только вступившими в силу решениями налоговых органов. Хотя в этом случае налогоплательщик должен обосновать, каким образом не вступившее в силу решение нарушает его права и законные интересы.

Воля законодателя, закрепленная в Налоговом ко­дексе РФ, особенно с учетом изменений, направленных на совершенствование налогового администрирования, заключается, на наш взгляд, в том, чтобы предоставить возможность налогоплательщику или другим субъектам налоговых правоотношений в первую очередь использо­вать административный порядок разрешения налогового спора. При этом использование такого порядка обжало­вания актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц не должно нести в себе угрозу утра­ты права на судебное обжалование. На этом принципе осно ван и международный опыт рассмотрения налого­вых споров.
В связи с этим нормы АПК РФ, которыми установлен срок на обращение в суд для защиты нарушенных прав, не должны рассматриваться как препятствующие реа­лизации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров, более предпочтитель­ных в налоговых правоотношениях прежде всего с точ­ки зрения экономии временных и денежных ресурсов, а также оперативности защиты нарушенных прав нало­гоплательщиков и прочих субъектов налоговых право­отношений.
Если налогоплательщик (плательщик сборов, нало­говый агент) обжаловал решение налоговой инспекции в вышестоящем налоговом органе и, не получив положи­тельного результата, оспаривает это решение в арбитраж­ном суде, то срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, должен исчисляться со дня получения им реше­ния вышестоящего налогового органа. А если в установ­ленный срок такого решения из вышестоящего налого­вого органа не получено, то право на обжалование в суде у налогоплательщика возникает со дня истечения отве­денного законом срока для рассмотрения жалобы выше­стоящим налоговым органом.
Если же исчислять предусмотренный частью 4 ста­тьи 198 АПК РФ срок с момента, когда лицо узнало о при­нятии налоговым органом оспариваемого решения, то под угрозой пропуска указанного срока налогоплатель­щик будет вынужден отказаться от возможности пред­варительного обжалования решения налогового органа в вышестоящей инстанции, а значит, фактически лиша­ется закрепленного в статье 138 НК РФ права на судеб­ное оспаривание решения после обращения с жалобой
в вышестоящий налоговой орган. В итоге это приводит к необоснованному увеличению нагрузки на арбитраж­ные суды за счет споров, которые могли бы разрешиться во внесудебном порядке.

Необходимость преимущественного разрешения налоговых споров во внесудебном порядке

Возможно, настало время реализовать идею о том, что налоговый спор по общему правилу должен разрешать­ся внутри налоговой службы и только в исключительных случаях может быть перенесен в суд.
Налоговые органы представляют собой единую цент­рализованную систему государственных органов в сфе­ре контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) воспользовался правом на использова­ние внесудебных процедур разрешения спора, то его пра­ва и законные интересы считаются нарушенными с точки зрения основания для обращения в суд в тот момент, ког­да исчерпаны все использованные им возможности для защиты нарушенных прав и законных интересов внут­ри самой системы налоговых органов и принятые меры не привели к желаемому результату.
Сформулированные в Постановлении № 8815/07 вы­воды имеют определенное значение и после 01.01.2009 – начала действия нового порядка обжалования решений налоговых органов о привлечении (об отказе в привле­чении) к налоговой ответственности, поскольку пунк­том 5 статьи 101.2 НК РФ установлен порядок исчисления срока для обращения в суд, отличный от предусмотрен­ного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Налоговые споры только в исключи­тельных случаях должны переноситься в суды

Вместе с тем выводы Постановления № 8815/07 спра­ведливы и в отно шении всех других решений, принима­емых налоговыми органами, в частности решений об отказе в возмещении НДС, о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика, о взыс­кании задолженности за счет иного имущества, о прио­становлении операций по счетам налогоплательщи­ка и других, а также жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа. Для того чтобы их оспорить, налогоплательщик в соответствии со ста­тьей 138 НК РФ может и после 01.01.2009 обратиться по своему выбору либо в вышестоящий налоговый орган, либо в суд.

О сроках обжалования

Срок подачи апелляционной жалобы на решение нало­гового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности ограничен десятью днями, по истечении которых, если апелляционная жалоба не была подана, решение вступает в силу.
Если решение вступило в силу, срок для его обжало­вания согласно пункту 5 статьи 101.2 НК РФ исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о фак­те вступления решения в силу. Таким образом, если ре­шение налогового органа обжаловалось в апелляцион­ном порядке, то существенное значение имеет именно день, когда налогоплательщик узнал о принятом выше­стоящим налоговым органом решении. Если, например, налого плательщик присутствовал при рассмотрении жа­лобы и слышал, какое решение принято, то есть оно ему было объявлено, то срок вступления решения в силу ис­числяется именно с этого момента. Если же решение ему не объявлялось или он вообще не участвовал при рас­смотрении апелляционной жалобы, нужно выяснить, в какой именно день налогоплательщику стало известно о принятом решении по жалобе1.
Если решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности не было обжаловано в апелляционном порядке, то срок для его обжалования в вышестоящем налоговом органе
равен одному году, который исчисляется с момента, ког­да налоговый орган принял обжалуемое решение (п. 2 ст. 139 НК РФ). В случае пропуска указанного срока он не подлежит восстановлению.
В случае обращения с жалобой в вышестоящий нало­говый орган, кроме опасения пропустить срок обраще­ния в суд, для налогоплательщика до недавнего времени существовала еще одна угроза – вероятность доначисле­ния вышестоящим налоговым органом в процессе рас­смотрения жалобы дополнительно налогов, пеней и сан­кций, которых нет в обжалуемом решении.
Такие опасения нередко оправдывались, и суды не всегда становились на сторону налогоплательщика. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 28.07.2009 № 5172/09 разрешил этот вопрос, указав, что вышестоя­щий налоговый орган принимает решение по жалобе, поэтому он не вправе принимать решение о взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых плате­жей, не взысканных оспариваемым решением налогово­го органа. Иной подход создавал бы налогоплательщику препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в от­ношении него решения.

Другие факторы, влияющие на развитие внесудебных процедур

Рассмотрим еще один вопрос – создание дополнитель­ных стимулов для использования налогоплательщика­ми досудебных процедур разрешения налоговых споров. Одним из таких стимулов могло бы быть, на наш взгляд, снижение размера госпошлины при обращении в суд, если до обращения в суд налогоплательщик доброволь­но (а не в случаях обязательного досудебного порядка) использовал досудебную процедуру разрешения спора.
Однако эта мера вряд ли будет эффективной при том размере госпошлины, которая установлена в настоящее время для заявлений о признании недействительными ненормативных правовых актов или незаконными реше­ний, действий (бездействия) государственных и иных ор­ганов (200 руб. – для физических лиц и 2 000 руб. – для организаций). При этом нередко оспариваются решения о доначислении нескольких десятков, а то и сотен мил­лионов рублей. По сути, требование налогоплательщика носит имущественный характер. Да и разрешение тако­го спора, как правило, требует больше временных и ум­ственных затрат. Почему бы для требований, которые подлежат денежной оценке, законодателю не уста новить правило, что госпошлина должна уплачиваться в разме­ре, предусмотренном для искового заявления имущест­венного характера, подлежащего оценке.
Президиум ВАС РФ при рассмотрении дел об оспа­ривании ненормативных правовых актов уже предпри­нимал попытку разграничения таких заявлений на тре­бования организационного характера и требования имущественного характера, когда речь шла о порядке ис­полнения решений арбитражных судов по делам об оспа­ривании ненормативных правовых актов2. Может быть, и законодателю в целях исчисления госпошлины стоит провести такое же разграничение?

ВАС РФ О ВЗЫСКАНИИ СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ
Постановление Президи­ума ВАС РФ от 09.04.2009 № 6284/07 – беспрецедент­ное по сумме взыскания судебных расходов. В нем поддержано решение суда кассационной инстанции в части взыскания судеб­ных расходов с налогового органа в пользу налогопла­тельщика на сумму более 1,6 млн руб., в том числе более 1,2 млн руб. – на опла­ту услуг представителей налогоплательщика.

***

Каждое постановление Президиума ВАС РФ касается отдельной, порой узкой, проблемы, но если проанали­зировать все постановления в совокупности, то мож­но выявить определенную тенденцию в рассмотрении ВАС РФ налоговых споров. Тенденция заключается в необходимости развития института внесудебного (до­судебного) разрешения налоговых споров, в том чис­ле примирительных процедур – именно эти идеи нахо­дят свое отражение и в рассмотренных постановлениях Президиума ВАС РФ. И налогоплательщикам, и нало­говым органам стоит взять на вооружение возможнос­ти, предоставляемые внесудебной (досудебной) процедурой.
В течение двух последних лет отчетливо прослежи­вается тенденция снижения количества налоговых спо­ров, рассматриваемых в арбитражных судах, и это не слу­чайно.
Во-первых, такой статистике способствовал введен­ный на законодательном уровне обязательный досудеб­ный порядок обжалования некоторых решений налого­вых органов.
Во-вторых, налоговые органы стали относиться с большим вниманием к судебной практике. ФНС Рос­сии направляет в территориальные налоговые органы информацию о состоявшихся судебных решениях по воп­росам, судебную практику по которым можно признать устоявшейся (по крайней мере в ситуациях, по которым высказался ВАС РФ). Число необоснованных обращений налоговых органов в вышестоящие судебные инстанции, в том числе и в ВАС РФ, существенно сократилось.
И, наконец, в-третьих, налоговые органы стали отда­вать себе отчет, что разрешение спора судом в пользу на­логоплательщика может оказаться для них невыгодным в материальном смысле. Этому способствовало и при­веденное выше Постановление Президиума ВАС РФ о взыскании судебных расходов.


A.G. Pershutov
The Meaning of Court Practice for the Development of Extra-Judiciary Procedures for Settling Tax Disputes
Taking into account the provisions of the effective Russian Arbitration Procedure Code that redefined the stage of case hearing in the exercise of supervisory powers, the role of Resolutions of the Presidium of the Russian Supreme Arbitration Court should be viewed differently. In most instances the conclusions of the Presidium of the Russian Supreme Arbitration Court on a specific case extends beyond the scope of this case, which constitutes evidence of further development of case law in Russia.


1 Аналогичным образом этот вопрос решен в Постанов­лении Президиума ВАС РФ от 26.02.2008 № 12493/07 применительно к порядку исчисления срока, предусмот­ренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
2 См.: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.07.2003 № 73 «О некото­рых вопросах применения час­тей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 АПК РФ».

Ключевые слова: «государственная пошлина» - «апелляционная жалоба» - «решение налогового органа» - «досудебное урегулирование» - «судебные расходы» - «защита прав» - «обжалование»