Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Презумпция рыночности цен: есть сейчас, будет ли завтра?

08, Апреля 2010
А. Г. Дуюнов,
старший юрист юридической компании «Пепеляев Групп»
E-mail: info@pgplaw.ru
 
19 февраля 2010 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект № 305289-5 о трансфертном ценообразовании, который, по словам представителей Минфина России, предполагает сохранение действующей презумпции соответствия договорных цен рыночным. Насколько это заверение соответствует положениям самого законопроекта?  

По действующему законодательству

Одной из правовых презумпций в сфере налогообложе-ния является презумпция рыночности предусмотренной сторонами цены: «…если иное не предусмотрено насто-ящей статьей, для целей налогообложения принимает-ся цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен» (п. 1 ст. 40 НК РФ). Конституционный Суд РФ в Определении от 04.12.2003 № 441-О указал, что в контролируемых сделках условные методы расчета налоговой базы, предусмотренные ста-тьей 40 НК РФ, применяются, только когда есть основа-ния полагать, что налогоплательщик искусственно зани-жает налоговую базу. Такое регулирование направлено на обеспечение безусловного выполнения всеми физически-ми и юридическими лицами обязанности платить законно уста новленные налоги (ст. 57 Конституции РФ). Кроме того, как разъяснили Пленумы Верховно-го и Высшего Арбитражного судов РФ в совместном
Постановлении1, статьей 40 НК РФ установлена пре­зумпция соответствия договорной цены уровню рыноч­ных цен и предусмотрены основания и порядок опро­вержения налоговым органом этой презумпции.

С учетом приводимой в научной литературе классифи­кации эту презумпцию следует считать опровержимой, то есть такой, которая считается истинной, пока не уста­новлено иное2. Причем в настоящее время именно на на­логовые органы возлагается бремя опровержения пре­зумпции соответствия предусмотренных сторонами цен рыночным.
Аналогичное распределение бремени доказывания закреплено и в процессуальном законодательстве. Так, согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность дока­зывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному право­вому акту, законности принятия оспариваемого реше­ния, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта (решения), возлага­ется на орган или лицо, которые приняли этот акт (ре­шение).

ТЕРМИНОЛОГИЯ
Под правовой презумпцией понимается прямо или кос­венно закрепленное в зако­нодательстве и детермини­рованное целями правового регулирования обязатель­ное суждение, имеющее вероятностную природу, о наличии или отсутствии одного юридического факта при наличии другого юри­дического факта. (См.: Щекин Д. М. Юриди­ческие презумпции в на­логовом праве. – М.: АПУ, 2002. С. 24.)

Следовательно, можно сделать вывод, что налого­вый контроль над ценами тогда соответствует целям и прин ципам законодательного регулирования, когда налоговым органом с учетом распределения бремени доказывания установлено несоответствие применен­ных в сделке цен рыночным, которое было допущено налогоплательщиком с целью искусственного заниже­ния налоговой базы.
Такой подход в целом соответствует действую­щему правовому регулированию и воле законодате­ля на предоставление налогоплательщику как слабой стороне налоговых правоотношений определенных преференций, ключевыми из которых являются пре­зумпция добросовестности, предполагающая толко­вание неясностей в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ)3, и презумпция невиновности (п. 6 ст. 108 НК РФ).

Как разъяснил КС РФ в упомянутом Определении № 441-О, именно на презумпции добросовестности на­логоплательщиков и основывается презумпция соответст­вия цен в сделке рыночным. В научной литературе совершенно справедливо указы­вается, что данная презумпция является важным средст­вом реализации в налоговом законодательстве правовой политики налоговой справедливости и устра няет недове­рие к налогоплательщику со стороны государства4 . По нашему мнению, действующее законодательство и правоприменительная практика, руководствующиеся презумпцией соответствия договорной цены рыночным ценам, достаточно эффективно защищают права налого­плательщиков.

Новое видение законодателя

Для того чтобы оценить, будет ли в будущем сохранена презумпция соответствия примененных сторонами сдел­ки цен рыночным, как об этом заявляют представители финансового ведомства, рассмотрим предусмотренные законопроектом нововведения5 . Прежде всего, формально предполагается сохранить общий подход, аналогичный закрепленному в пункте 1 статьи 40 НК РФ. Так, новая статья 105.3 НК РФ предусматривает, что «для целей налогообложения принимается цена товара (работы, услуги), примененная сторонами сделки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Пока не до­казано обратное, предполагается, что эта цена соответст­вует рыночным ценам». Получается, что по сравнению с действующей редак­цией пункта 1 статьи 40 НК РФ существенным добав­лением является лишь установление непосредственно в Кодексе исключений из презумпции соответствия ис­пользуемых налогоплательщиком цен рыночным, одним из которых является применение для целей налогообло­
жения цен, определенных в соответствии с  требованиями антимонопольного законодательства (предписанных анти монопольными органами).

ЗАКОНОПРОЕКТ УСТАНАВЛИВАЕТ НОВЫЙ ВИД ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Сейчас формально по­ложения НК РФ вообще не предусматривают ответст венности за при­менение нерыночных цен (в п. 3 ст. 40 говорится лишь о доначислении нало­га и пеней). Законопроект предполагает кардиналь­ные изменения, причем не в пользу налогопла­тельщиков. Так, например, в ст. 129.3 НК РФ пред­лагается предусмотреть 40-процентную санкцию от неуплаченной суммы налога не только за сам факт неуплаты, но и за не­представление налого­вым органам по запросу документов, предусмот­ренных ст. 105.16 НК РФ, включая данные о методах определения соответствия цены в контролируемой сделке рыночным ценам. Действующая редакция НК РФ предусматривает такой штраф за умышлен­ную неуплату налога (п. 2 ст. 122 НК РФ), тем самым законодатель – прямо или косвенно – утверждает, что в таких случаях нарушения могут быть только умыш­ленными, то есть допущен­ными налогоплательщика­ми осознанно.

Далее в законопроекте, помимо многочисленных новелл в части методов определения соответствия цен в сделке рыночным, предусмотрено следующее.
Статьей 105.16 НК РФ предусмотрено, что налогопла­тельщики, участвующие в сделках между взаимозависи­мыми лицами, обязаны составлять документы, содержа­щие значительный объем информации, включая данные о методах определения соответствия цены в контроли­руемой сделке рыночным ценам.
Составление таких документов необходимо для обос­нования соответствия цен, примененных в контроли руе­мых сделках, рыночным ценам. Указанные докумен­ты должны представляться в контролирующие органы по соответствующему запросу.
Кроме того, в новой статье 105.17 НК РФ преду­смотрено, что налогоплательщики обязаны представ­лять сведения о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, направляя в налоговый орган уведомления.
Причем эти сведения должны включать информацию о применяемых методах определения рыночной цены и о произведенных налогоплательщиком корректиров­ках налоговой базы с целью обеспечения соответствия цен в сделке рыночным.
Подготовленные налогоплательщиками сведения бу­дут служить основой для проверки налоговым органом соответствия цен в контролируемых сделках рыночным (п. 1 ст. 105.18 НК РФ).
Только для крупнейших налогоплательщиков преду­смотрена возможность получить предварительное одоб­рение налоговыми органами применяемых цен путем заключения соглашений о ценообразовании для целей налогообложения (ст. 105.21 НК РФ), которыми будут регулироваться вопросы применения цен в контроли­руемых сделках в течение срока действия соглашения.
Заключение такого соглашения также предполага­ет представление налогоплательщиками информации о методах, использованных при определении соответст­вия цены в контролируемой сделке рыночным ценам. Таким образом, фактически законодатель предлагает налогоплательщику в порядке самоконтроля проверять соответствие применяемых в контролируемых сделках цен рыночным, точнее – определять цены в сделках исхо­дя из предусмотренных Кодексом методов определения рыночных цен, а затем обосновывать налоговым орга­нам, почему в соответствующей сделке была применена именно эта, а не какая-либо другая цена.

С точки зрения эксперта

Предусмотренные законопроектом положения значи­тельно меняют действующий в настоящее время поря­док контроля над ценами (см. таблицу, с. 16). При предлагаемом механизме бремя доказывания смещается от налогового органа к налого плательщику. Именно налогоплательщик должен будет обосновывать соблюдение условия о соответствии цены, примененной в сделке, рыночной. А налоговый орган будет волен со­гласиться с этим или опровергнуть. Такое выравнивание статусов налогового органа и на­логоплательщика в части бремени доказывания может быть оценено как признание государственными органа­ми своей недостаточной эффективности в сфере контро­ля над ценами. Изложенное позволяет сделать вывод, что механичес­кое перенесение в законопроект предусмотренных пунк­том 1 статьи 40 НК РФ положений, которые сейчас рас­сматриваются как презумпция соответствия договорной цены рыночным ценам, не гарантирует сохранения этой презумпции в дальнейшем. Другие положения законопроекта ориентируют на то, что цена в сделке будет считаться рыночной, только  если
налогоплательщик в порядке самоконтроля это соответст­вие установит, а налоговый орган в последующем с ним согласится.

ТАБЛИЦА
Действующий и предлагаемый порядок контроля трансфертного ценообразования в сравнении

Этапы контроля над ценами для целей налогообложения
действуют в настоящее время предусмотрены законопроектом
1. Заключение налогоплательщиком контролируемой сделки по цене, ус­тановленной сторонами соглашения, с учетом принципа свободы догово­ра  (ст. 421 ГК РФ).

2. Установление налоговым органом рыночной цены по контролируемой сделке исходя из предусмотренных ст. 40 НК РФ методов в их строгой иерархии.

3. Налоговые доначисления в случае установления несоответствия при­мененных цен рыночным
1. Установление налогоплательщиком рыночной це­ны в сделке исходя из предусмотренных НК РФ методов.

2. Заключение сделки по цене, определенной с уче­том установленных рыночных цен.

3. Представление в налоговый орган соответствую­щей информации о цене в сделке.

4. Проверка налоговым органом представленных налогоплательщиком сведений о соответствии цены в контролируемой сделке рыночным ценам.

5. Оспаривание предположения налогоплатель­щика о соответствии примененных цен рыноч­ным.

6. Налоговые доначисления в случае установления несоответствия примененных цен рыночным


Законопроектом, по существу, презюмируется недоб­росовестность каждого налогоплательщика, стремяще­гося установить в контролируемых сделках нерыноч­ные цены с целью занижения налоговых обязательств. Декларируется очевидное недоверие государства к на­логоплательщикам.
Представляется, что такой подход не соответст вует ос­новным принципам налогового законодательства и га­рантиям, которые предоставляются налогоплательщикам как слабой стороне в налоговых правоотношениях.
Наконец, необходимость соотносить цену в сделке с рыночными ценами уже на стадии заключения сделки,
по сути, ограничивает свободу выбора налогоплательщи­ка и предполагает введение некоего государственного ре­гулирования цен в контролируемых сделках, что в итоге может стать предметом рассмотрения КС РФ как излиш­нее вмешательство и недопустимое ограничение свободы предпринимательской деятельности. Остается надеяться, что в итоговом варианте законо­проекта презумпция соответствия цен в сделке рыноч­ным будет не декларативной, а реально действующей, как в текущей правоприменительной практике.   

 

A.G. Duyunov
Presumption that Prices Comply with Market Levels: This is Held Today. What About Tomorrow?
On 19 February 2010 the State Duma adopted in a first reading draft law No. 305289-5 on transfer pricing. According to representatives of the Russian Ministry of Finance, the draft preserves the effective presumption of the compliance of contractual prices with market prices. Is this statement really in line with the provisions of the draft law?


1 См.: п. 3 Постановления Пленума ВС РФ № 41, Плену­ма ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, свя­занных с введением в действие части первой Налогового ко­декса Российской Федерации». 2 Щекин Д.М. Юридические презумпции в налоговом праве: учеб. пособие / под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Академи­ческий правовой университет, 2002. С. 68. 3 КС РФ в Определении от 25.07.2001 № 138-О квали­фицировал положения п. 7 ст. 3 НК РФ как свидетельст­вующие об установлении в налоговых отношениях пре­зумпции добросовестности налогоплательщиков. 4 Карасева М.В. Презумпции и фикции в части первой Нало­гового кодекса РФ // Журнал российского права. 2002. № 9. С. 71–80.
5 В статье используются нумерация и текст законо­проекта, предложенного к первому чтению (размещен на сайте Госдумы ФС РФ: www . duma . gov . ru).

Ключевые слова: «презумпция добросовестности налогоплательщика» - «налоговый контроль» - «рыночная цена» - «трансфертное ценообразование»