Взаимодействие налоговых служб с налогоплательщиками: международный опыт
начальник Управления по работе
с налогоплательщиками ФНС России
В настоящее время Федеральной налоговой службой разрабатывается концепция организации работы с налогоплательщиками, которая определит методы и формы работы налоговых органов на долгосрочную перспективу.
При разработке концепции большое внимание уделяется международному опыту. В частности, для получения информации о современных направлениях деятельности фискальных органов разных стран было проанализировано около 40 интернет-сайтов налоговых служб. Ключевым условием выбора того или иного сайта для исследования стала возможность отнесения государства к странам с развитой экономикой, странам – соседям России и странам, по отдельным параметрам схожим с Россией.
Примеры из передовой практики налоговых служб мира в части использования возможностей интернет-сайтов для обеспечения надлежащей открытости и доступности налоговых органов, безусловно, могут помочь российским налоговым органам внедрить новую схему взаимоотношений участников налоговых правоотношений.
Сайт Службы внутренних доходов США.Уже на главной странице сайта IRS (www.irs/gov/) можно увидеть множество полезной информации для налогоплательщиков. Используются все возможные интернет-ресурсы – Youtube, Twitter и так далее, что говорит о тех, на кого рассчитан сайт и работа налоговых органов.
Учитывая непростой официальный стиль документов государственных органов, в поисках общего языка с налогоплательщиками IRS на своем сайте предлагает таблицу, в левой колонке которой дается текст письма налогового органа, содержащего какое-то требование к налогоплательщику, а в правой колонке – пояснение («перевод»), в чем суть этого требования, на понятном для рядового налогоплательщика языке. Такой подход налоговой службы не может не вызывать доверия к ней налогоплательщиков.
Сайт налоговой службы ЮАР. Сайт налоговой службы ЮАР (www.sars.gov.za) – открытый, функциональный и простой в использовании. Выделяется сайт в первую очередь своей актуальностью: информация на сайте постоянно обновляется, пять наиболее часто задаваемых вопросов в колл-центр налоговой службы («Top 5») позволяют определить, что волнует налогоплательщиков сегодня. Множество справочной информации для налогоплательщиков, в том числе иностранцев и международных организаций (программа «Международные абоненты»), также делает сайт полезным для налогоплательщиков.
На сайте работает антикоррупционная «горячая линия», куда можно сообщить о подозрительной деятельности служащих налоговых органов. В рамках программы борьбы с налоговым мошенничеством предоставляется возможность добровольного раскрытия информации налогоплательщиком-должником в целях урегулирования разногласий с налоговым органом. Со своей стороны налоговая служба ЮАР информирует общественность о наиболее распространенных злоупотреблениях в налоговой сфере.
Интересная услуга сайта – «Пожаловаться на спам», через который часто действуют мошенники, сообщая о выигрышах призов с целью обманным путем получить от «победителя» деньги. Полученную информацию налоговые органы также используют в контрольной работе.
Сайт налоговой службы Испании.Испанский Agencia Tributaria (www.aeat.es) поражает своим дизайном, позитивными фотографиями счастливых людей, слоганами – например, «Вместе удобнее» и т. п.1
Налоговая служба всячески подчеркивает, что она не государственная «машина», перед которой человек трепещет. Ее главная задача – оказание услуг и предоставление налогоплательщикам различных электронных сервисов, которым должно быть удобно исполнять налоговые обязанности. Так, например, функция сайта «Одним щелчком мыши» предоставляет налогоплательщикам возможность получить оперативные ответы на многие вопросы.
Сайт налоговой службы Италии.Итальянский сайт Agenzia delle Entrate (www.agenziaentrate.gov.it) в чем-то похож на сайт испанской налоговой службы – множество фотографий улыбающихся людей, которые пожимают друг другу руки, путешествуют, как бы говоря посетителю сайта о том, что все эти люди живут счастливо, не забывая о своем гражданском долге платить налоги.
На сайте представлен интересный электронный обучающий буклет – по типу обучения в школе Agenzia, где учителями выступают не только налоговые органы, но и сами налогоплательщики. Налоговой службе важна обратная связь – выпустив письмо с разъяснениями налогового законодательства, она ожидает и воспринимает реакцию налогоплательщиков.
Налоговая служба ведет разъяснительную и социальную работу. Сотрудники выезжают в регионы для разъяснения вопросов налогообложения (проект «Il Fisco mette le ruote 2010») и ежегодно предоставляют гражданам буклеты с описанием всех необходимых контактных данных налоговых органов2.
Еще один оригинальный итальянский проект – «Fisco e scuola»: сотрудники налоговых органов проводят уроки в школах, где в игровой форме рассказывают детям о целях налогов и учат, как исполнять налоговые обязанности. Такое разнообразие деятельности налоговых органов создает атмосферу доверия к налоговой администрации.
Нестандартным решением налоговой службы можно назвать проведение конкурса среди своих сотрудников, которых с помощью сайта оценивают налогоплательщики. Торжественная церемония награждения лучших сотрудников в таких номинациях, как, например, управление, обслуживание и консалтинг, координация и поддержка, проводится с участием лучших итальянских спортсменов – национальной гордости Италии, что лишний раз подчеркивает положительный имидж налоговой службы.
Электронная анкета на сайте службы (www.nalog.ru) содержит разные вопросы о качестве работы сотрудников налоговых органов. В анонимном режиме заполнить анкету могут все, кто обращается в налоговые органы: и налогоплательщики – физические лица, и сотрудники компаний. Результаты опроса позволят ФНС России в режиме реального времени оценивать работу любого территориального налогового органа.
Сайт налоговой службы Канады.Девизом Налогового агентства Канады (CRA) на сайте заявлен слоган «Наша цель – содействие справедливости и достижение высокого уровня качества обслуживания». Миссия сайта заключается в стимулировании налогоплательщиков представлять налоговую отчетность3. Для этого на сайте размещаются обзоры рассмотренных обращений и жалоб налогоплательщиков, ответы на вопросы о работе налоговых органов.
Налоговое агентство Канады такжеорганизует мероприятияи семинары дляграждан, которые хотятначатьмалый бизнес, зарегистрировать счетав любом регионе страны. Сайт обеспечивает налогоплательщику возможность связаться с территориальным представителем налогового органа илиобратиться к омбудсмену, защищающему интересы граждан (широко распространенный институт в Скандинавии)4.
На сайте хорошо представлен также раздел добровольного раскрытия информации– программа, помогающая налогоплательщикамисправитьпрошлые ошибкив расчете налогов.
Сайт налоговой службы Венгрии. Для формирования адекватного отношения налогоплательщиков к налоговой службе в Венгрии специально создаются иллюстрации, плакаты и даже короткометражные фильмы, которые размещаются на сайте (www.apeh.hu/magunkrol/filmek). Обращает на себя внимание видеоролик со слоганом «Если вам не понятно, обращайтесь к нам», свидетельствующий об открытости налоговых органов для общения с налогоплательщиками. На сайте есть даже компьютерные игры длядетей,тематическисвязанныес налогами, через которые налоговые органы выполняют воспитательную функцию.
Речь идет не только о том, что «заплати налоги и живи спокойно». Вопрос «Платить или не платить налоги?» вообще не стоит. Цель таких материалов – показать удобство сервисов сайта налоговой службы, которые помогают налогоплательщику быстро и без проблем заплатить налог.
На сайте налоговой службы Венгрии размещен Кодекс этики служащего налогового органа, в который входит более 100статей с правилами поведения сотрудников на работе и в быту. Именно этот кодекс послужил толчком для разработки аналогичного кодекса этики российских служащих налоговых органов5.
Сайт налоговой службы Финляндии.Сайт финляндской налоговой службы (www.portal.vero.fi) наполнен разъяснительными схемами, графиками, информационными диаграммами, что, безусловно, полезно для пользователей.
Стоит отметить, что налоговая система Финляндии, функционирующая достаточно давно практически в неизменном виде, построена таким образом, чтобы каждый понимал необходимость исполнения налоговых обязанностей. Стыдно не платить налоги, налог – это плата за то, что ты живешь в цивилизованной стране, поэтому ни у кого не вызывает протеста или недоумения то, что ставка налога в отдельных случаях может доходить до 60%.
Кроме того, не является налоговой тайной в привычном для российских налогоплательщиков понимании информация о доходах и состоянии расчетов с бюджетом любых налогоплательщиков – физических лиц. В офисе любого налогового органа через установленные там мониторы можно получить такую информацию, причем для этого достаточно набрать имя, примерный возраст и адрес налогоплательщика (такая услуга популярна у бывших супругов и соседей).
Сайт налоговой службы Франции.Во Франции активно ведется борьба с неплательщиками налогов, формируется соответствующее общественное мнение. Если в каких-то странах еще считается, что уход от налогов – это свидетельство «изящества ума», то во Франции, как и в любой другой цивилизованной стране, это, скорее, позор.
На сайте французской налоговой службы (www.impots.gouv.fr) используются яркие иллюстрации и лозунги-призывы к борьбе с мошенничеством и противодействию коррупции – например, «Каждый должен участвовать в пресечении коррупционной деятельности». Надо заметить, что вопросы борьбы с мошенничеством и коррупцией – одни из самых популярных и широко освещаемых на сайтах налоговых органов разных стран.
Сайт налоговой службы Азербайджана. «Давайте сделаем это вместе!» – такой призыв можно увидеть на главной странице сайта налоговой службы этой страны (www.taxes.caspel.com). Служба приглашает налогоплательщиков к совместной работе по совершенствованию налоговых законов.
На наш взгляд, такой подход интересен тем, что показывает значимость для государства мнения налогоплательщиков, которые в свою очередь чувствуют причастность к деятельности государства.
***
Очевидно, что процессы глобализации влияют на события в мире быстрее, чем когда-либо. Происходящие изменения в международной финансовой среде отражаются на налоговых отношениях и на налоговой системе в целом. За последние десять лет Интернет стал удобным и доступным местом обмена информацией. Нельзя не учитывать, что этот канал связи способствует также прозрачности государственных услуг.
Российская налоговая служба стремится предоставлять услуги как минимум на том уровне, которого уже достигли развитые страны, что в итоге будет способствовать конкурентоспособности России.
Анализ сайтов налоговых служб разных стран позволил найти много интересных идей и решений, которые уже внедряются российской налоговой службой. Практика налоговых органов разных стран позволила расширить представление о роли налоговых органов, которые в России пока ассоциируются лишь с фискальной функцией.
Перед российскими налоговыми органами стоит задача по созданию реальных возможностей для эффективного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Важна работа и по формированию общественного мнения. Пока в России многие даже не задумываются над тем, зачем и как они платят налоги. Необходимо изменить такое отношение.
L.V. Katysheva
Liaison between Tax Authorities and Taxpayers: International Experience
The Russian tax authorities should become more open and accessible to taxpayers. To solve this task, one can draw on the international experience of tax authorities liaising with the taxpayers through their web sites.
3 В Японии у налогоплательщиков есть возможность самостоятельно размещать на сайте налоговой службы сведения о доходах и расчет налогов по ним, что выглядит весьма инновационно даже для прогрессивных стран.
4 На сайте налоговой службы США (IRS) есть возможность связаться с налоговым адвокатом (Адвокатской службой налогоплательщика), услуга бесплатная и конфиденциальная.
5 См.: Приказ ФНС России от 11.04.2011 № ММВ-7-4/260@ «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы».