Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Подсчитали – прослезились…

08, Апреля 2010
С.Г. Пепеляев, 
главный редактор,
член Президиума
Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук

Невероятно, но факт: в 2009 г. налоговые органы выигра­ли в судах 98,6% споров. Из 3,4 млн решений, вынесенных инспекциями по результатам контрольных мероприятий, судами признаны полностью или частично недействи­тельными только 14,1 тыс., то есть 0,4%. Замечательные показатели – надо вешать ордена, а не отправлять в от­ставку руководителя налогового ведомства! Эти цифры приведены в отчете ФНС России о результатах рассмотре­ния в 2009 г. судебных дел с участием налоговых органов1. Вот только насколько эти данные точны и можно ли ими оперировать без дополнительных пояснений?

Учитывая масштабные различия в объемах бизнесов и колоссальные доначисления по целому ряду проверок крупных компаний, которые поднимают среднее значе­ние взысканий, легко предположить, что и в предприни­мательском секторе в целом преобладают незначитель­ные доначисления – меньше, чем в среднем по группе.

К тому же в моду вошла «проверочная такса»: прове­ряющие, не обнаружив недоимок, канючат «подарить им миллиончик», дабы избежать гнева начальства. Поэтому и по результатам контрольных мероприятий есть весьма значительная часть решений, которые не оспариваются налогоплательщиками по деловым мотивам, а не в силу согласия с их содержанием.

Следует сделать вывод, что статистика контрольных мероприятий в целом не слишком положительно харак­теризует профессионализм налоговиков и их привержен­ность праву. Эффективнее было бы проанализировать итоги проверок, которые закончились доначислениями выше среднего уровня, – когда «овчинка стоит выделки», то есть когда у налогоплательщиков есть стимул активно бороться за свои права.  

СТАТИСТИКА ФНС РОССИИ – 2009
Споры в судах общей юрисдикции
Налоговые органы выигра­ли 99,2% споров с граж­данами (3,74 из 3,79 млн) и взыскали с них 93,7% всех истребуемых сумм. Но это наиболее «дешевые» споры: сумма одного взыскания в среднем 4 тыс. руб. Граж­дане неактивно обжалуют решения судов первой инстанции (0,048%). Мас­совость и неконфликтность этой категории налого­плательщиков делает такие споры рентабельными, они же и украшают статистику ФНС России.

ФНС России утверждает, что из 67 тыс. дел с юриди­ческими лицами налоговые органы в 2009 г. по количест­ву споров выиграли 71%, а по суммам – только 44,2%. Это подтверждает, что чем крупнее спор, тем принципи­альнее позиции, активнее защита. Крупные споры чаще проигрываются налоговиками, чем мелкие.

Однако и здесь есть неувязка – данные налогового ве­домства не совпадают с данными ВАС РФ2. Арбитражные суды рассмотрели на 12,3 тыс. споров больше, чем насчи­тали налоговики. И результаты несколько другие: в спо­рах по собственным искам налоговики одержали верх в 59% случаев, а по искам налогоплательщиков – в 36% случаев. Из взыскиваемых инспекциями сумм суды при­знали обоснованными только 32% доначислений.

Причины расхождений можно объяснить, в частности, тем, что статистика побед и поражений напрямую влия­ет на премирование сотрудников налоговых органов. По­этому нельзя исключить корректирующего воздействия со стороны источников статистических данных.

Споры в арбитражных судах
За 2009 г. налоговые орга­ны по итогам контрольных мероприятий вынесли 3,4 млн решений, абсолют­ное большинство из них (85%) – в адрес органи­заций и индивидуальных предпринимателей. Сред­няя цена спора по таким искам – 4,6 и 1,45 млн руб. соответственно.

Ввиду явного расхождения показателей двух ведомств и наличия прямой заинтересованности сотрудников ин­спекций в корректировке данных было бы правильным за основу для премирования инспекторов брать не собст­венную статистику налогового ведомства, а статистику арбитражных судов, дополнив ее еще некоторыми по­казателями, – например, о «цене вопроса» по искам на­логоплательщиков (сейчас ВАС РФ публикует только данные о суммах взысканий по искам, предъявленным инспекциями).
Такой подход в большей степени ориентировал бы ФНС России на повышение профессионализма своих со­трудников, недопущение конфликтов и на развитие досу­дебных способов урегулирования споров.

С уважением,
С.Г. Пепеляев

1 См.: сайт ФНС Рос­сии. – URL: http:// www . nalog . ru/index. php?start=26&topic=root_ nalog&year=%25&month =%25&start2=1&year2= %25&month2=%25 (дата обращения: 29.03.2010).
2 См.: сайт ВАС РФ. – URL: http://www . arbitr . ru/_ upimg/ED58288F117E78 5414B4A54C127B214E_ 8.pdf (дата обращения: 29.03.2010).