Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

«Русский мытарь» сообщает: В Москве появится метро. Для налогоплательщиков

10, Мая 2011

Все знают о перегруженной транспортной системе мегаполиса. Запрет на эксплуатацию автомобилей в городе принес лишь временное облегчение немногим счастливчикам, живущим в шаговой доступности от всего. Тем же, кому до всего надо еще доехать, пришлось столкнуться с перегрузкой общественного транспорта.

«Раньше я думала, что четыре часа в пробке – это много, – делится своими соображениями Мария, домохозяйка. – Теперь те же четыре часа я провожу под землей, пытаясь уехать на метро».

Есть ли выход?

Есть, но, как всегда, он доступен не всем.

«Наше исследование транспортных проблем в мегаполисах и городских агломерациях – таких как Париж, Нью-Йорк или Большой Токио – привело нас к выводу о том, что подлинное решение транспортных проблем не следует искать в развитии дорожной сети или совершенствовании общественного транспорта. Оно лежит в другой плоскости», – комментирует ситуацию Исмаил Жиганов, руководитель международного научно-исследовательского проектного центра «Мерцающий Путь».

Набор нестандартных решений довольно широк. Все они, так или иначе, становились достоянием общественности и известны публике. Интрига состояла лишь в том, что именно выберет Москва. Нуль-транспортировку? Аннигиляцию встречных пассажиропотоков?  Переоборудование 3-го транспортного кольца в адронный коллайдер?

По традиции был выбран наиболее смелый путь, так называемая финансовая сепарация пассажирского трафика.
Нет-нет, под этим не понимается вульгарное повышение платы за проезд. Эта мера, при всей своей эффективности, напрочь лишена инновационного флера, а потому была применена лишь в отношении старого городского транспорта: трамваев, троллейбусов, традиционного метро и т. д.

Пассажиров решено поделить на группы в зависимости от ставки налога на доходы и сумм, уплачиваемых ими в городской бюджет.  Чем больше доход физического лица, тем большие суммы налогов он платит и, следовательно, тем хуже будут предоставляемые лицу условия транспортного обслуживания. Вообще, «Лучше Жить Хуже» – официальный  девиз этого смелого мероприятия, призванного перевернуть наши представления о современной городской инфраструктуре.

Но главная новость состоит не в какой-то там дифференциации налогоплательщиков между собой. Важно, что для налогоплательщиков построят новое метро!

В основе проекта лежит несколько базовых идей.

1. На постройку новой системы метрополитена, в дополнение к уже существующей, денег нет.

2. Лица, желающее участвовать в программе финансовой сепарации в качестве налогоплательщиков, заявляют о своем намерении в специально созданную городскую службу, и часть их налогов начинает поступать в Фонд «Метро для Налогоплательщиков».

3. На постройку новой системы метрополитена для налогоплательщиков денег Фонда не хватит, поэтому средства Фонда первоначально будут инвестироваться в высоколиквидные активы, за исключением пчел и акций пчелосодержащих акционерных обществ.

Философия проекта налогового метро состоит вот в чем. Город – это место, куда со всей остальной деревни съезжаются люди, чтобы заработать себе денег. Тем из них, кто только встал на этот сомнительный путь, еще можно помочь. Они мало зарабатывают, поэтому будут платить налог по минимальной ставке – возможно даже, это будут заветные 0%. Таким людям будет выдаваться карточка начинающего москвича с правом свободного проезда в налоговом метро.
Те люди, которые уже смогли кое-чего достичь, меньше нуждаются в поддержке. Они будут платить налог по солидной ставке 30–40%, а проезд в налоговом метро для них будет платным.

Наконец, найдутся люди, достигшие подлинного благосостояния. Их зарплата, или, страшно сказать, доход, превысит средние показатели по стране. Такие должны заплатить сполна. Они уже закоснели в роскоши и богатстве, помогать им бесполезно, им можно и нужно мешать. Город больше не нужен им, а они – городу. Ставка налога для них составит 90–100%, а доступ в налоговое метро будет запрещен.

«Складывается очень логичная транспортно-финансовая схема, – говорит Ярополк Слюнтяев, аналитик  Безроссийского Фонда „Сомнамбулический Альянс“. – Молодые, небогатые, энергичные граждане пользуются удобным налоговым метро, постепенно наращивают уровень своего благосостояния и столь же постепенно выбывают из игры, освобождая место новым претендентам на успех. Это не просто налоговое метро, это подлинный социальный лифт, ездющий1 вверх и вниз. Тем самым обеспечивается справедливость по горизонтали в виде проезда на метро и справедливость по вертикали посредством движения социального лифта».

Разумеется, на пути реализации проекта стоят некоторые формально-бюрократические препятствия. Так, некоторые опрошенные нами эксперты считают, что в рамках действующего налогового законодательства данную систему реализовать нельзя. В то же время ряд экспертов не лишен оптимизма. «Ради такого дела, как параллельное существующему метрополитену налоговое метро, можно пойти на создание параллельной налоговой системы, – заявляет Макар Телятин, странствующий адвокат, – но, выйдя из налогового метро на поверхность, граждане рискуют столкнуться с необходимостью вновь уплатить налоги, теперь уже на общих основаниях».


1 Мы не смогли подобрать адекватного эквивалента выражению г-на Слюнтяева и сочли возможным сохранить авторский термин. Замена на словосочетание «производящий возвратно-поступательное движение в направлении вверх и вниз» была отклонена по соображениям неудобочитаемости. – Примеч. ред.