Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговое право Республики Казахстан

13, Января 2010

 

ТЕМА ДИССЕРТАЦИИ:
«Налоговое право Республики Казахстан (вопросы теории и практики)»
(диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук)
 
АВТОР: Е.В. Порохов
РАБОТА ВЫПОЛНЕНА:
на кафедре конституционного и международного права Университета им. Д.А. Кунаева, Республика Казахстан, г. Алматы
РЕЦЕНЗЕНТ: Д.М.Щекин,
доцент кафедры финансового права МГУ им. М.В. Ломоносова,
канд. юрид. наук
 
Представляем рецензию на диссертацию Е.В. Порохова, посвященную современному состоянию налогового права Республики Казахстан. Автор диссертации предлагает фундаментальное исследование проблем налогового права Республики и путей их преодоления

Основные положения исследования

Цель диссертации – комплексное исследование современного состояния налогового права как правового образования в сравнении входящих в его предмет правовых отношений между собой и с однородными отношениями (имущественными, управленческими, охранительными) смежных правовых институтов других отраслей права.


В ходе диссертационного исследования автором сделаны следующие выводы и предложения.

1. Налоговое право – это раздел бюджетного права, полностью подчиненный его целям и задачам по формированию с помощью налогов доходов государственного бюджета, включающий в себя правовые нормы, которые регулируют налоговые отношения. Налоговые правоотношения объединяют в своем составе отношения по организации налоговой системы, налоговые обязательства, отношения по налоговому администрированию и процессуальные отношения по защите и восстановлению нарушенных прав налогоплательщиков (налоговых агентов) в рамках апелляционного налогового производства.

В диссертации раскрывается содержание общей и особенной частей налогового права. По мнению Е.В. Порохова, общая часть налогового права включает организацию налоговой системы, общее налоговое обязательное право, налоговое процедурное право и апелляционное налоговое право. Особенная часть состоит из институтов, устанавливающих и регулирующих отдельные виды налоговых обязательств.

2. Налоговая политика – это деятельность государства в лице его политических субъектов власти по сбору, изучению, анализу, разработке, официальному признанию и последующей реализации основных идей, положений, ориентиров и приоритетов в формировании и развитии налоговой системы государства. Налоговая политика должна официально выражаться в концепции налоговой (или в целом финансовой) политики государства.

3. Налоговое правотворчество – это процесс официального выражения и (или) признания в особом правовом порядке норм налогового права в специально предусмотренных для этого формах налогового права.

4. Налоговый спор – это особое состояние взаимодействия между участниками налоговых правоотношений, при котором действия одного из них встречают противодействия другого. Налоговые споры непосредственно способствуют выявлению противоправного поведения, вскрытию противоречий в налоговых правоотношениях и предложению путей их разрешения.

5. Налоговое администрирование – это деятельность налоговых органов государства в форме налоговых процедур, выражается в предусмотренных налоговым законом индивидуальных налогово-правовых актах и способствует организации исполнения налоговых обязательств налогоплательщиков посредством постоянного учета и контроля за их надлежащим исполнением.

6. Индивидуальные налоговые правовые акты – это официальные организационно-правовые решения и действия уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, которые не содержат в себе норм налогового права, рассчитаны на одноразовое либо иное ограниченное применение, распространяются на конкретных лиц и порождают у них правовые последствия в налоговых правоотношениях.

7. Апелляционное налоговое производство – это осуществляемая в предусмотренной законом процессуальной форме с целью защиты и восстановления нарушенных прав потерпевших деятельность вышестоящих налоговых органов государства по рассмотрению и разрешению заявлений и жалоб налогоплательщиков (налоговых агентов) на решения и действия нижестоящих налоговых органов и их должностных лиц с вынесением индивидуального правового решения.

8. Предложено с помощью налогового права гарантировать механизм финансового самообеспечения гражданами своих основных конституционных прав и свобод до налогообложения их доходов.

С этой целью с учетом естественного права человека на личную и семейную жизнь гражданина, а также всеобщего и исторического признания семьи в качестве основной и естественной ячейки общества предлагается законодательно установить необлагаемый налогами минимум доходов семьи на уровне реального прожиточного минимума для налогоплательщика и членов его семьи. Также предложено в целях налогообложения признавать лиц, входящих в семью, единым (консолидированным) плательщиком подоходного налога по их общим объектам налогообложения и не подвергать двойному налогообложению доходы каждого из супругов или других совместно проживающих членов семьи при обобществлении их доходов, при потреблении или разделе общего имущества.

9. Предложено рассматривать каждый осуществляемый государством в рамках налогового администрирования вид деятельности как соответствующее организационное налоговое производство: регистрационно-учетное; контрольное; зачетно-возвратное; обеспечительное; правопритязательное; производство по оказанию государственных услуг.

 10. Предложено учение о налоговой юстиции как целенаправленной деятельности судебных органов государства по рассмотрению и разрешению налоговых споров в целях защиты и восстановления нарушенных прав участников налоговых правоотношений.
 

Научная рецензия

 
Налоговое законодательство Республики Казахстан представляет собой одну из самых развитых и проработанных систем правового регулирования налоговых отношений на постсоветском пространстве. Ушла в прошлое практика заимствования государствами – участниками СНГ образцов правового регулирования налоговых отношений в Российской Федерации. В настоящее время налоговое законодательство многих стран СНГ содержит собственные самобытные подходы к регулированию налоговых отношений, и Республика Казахстан среди них – одна из первых.

В современных условиях, отмечает автор диссертационного исследования, когда государственное регулирование экономических процессов как никогда актуально и востребованно, немалая роль отводится именно налогам. Недооценка имеющегося правотворческого, правоприменительного и праворазъяснительного потенциала государства в налогообложении чревата серьезными отклонениями от заданных ориентиров в налоговой и правовой политике государства. Налоговое право всегда было и остается одним из самых напряженных правовых образований, влияние которого испытывают на себе все слои общества.

К положениям диссертации, которые заслуживают научной поддержки и могут быть рассмотрены как существенный вклад в науку финансового права, следует, в частности, отнести следующие.

Во-первых, в соответствии с определяющим значением естественных прав и свобод человека в принятии и применении налоговых законов автор обосновал предложения:

• гарантировать с помощью налогового права механизм финансового самообеспечения гражданами своих основных конституционных прав и свобод до налогообложения их доходов;

• законодательно установить не облагаемый налогами минимум доходов гражданина на уровне реального прожиточного минимума, гарантирующий финансовое обеспечение реализации человеком и каждым членом его семьи своих основных социально-экономических прав и свобод.

Автор утверждает, что «только естественное право как высшее политико-правовое ценностное и методологическое достижение современного цивилизованного общества, находящееся вне рамок и ведения отдельно взятого государства, носящее наднациональный, а потому не зависимый от режимов характер, должно являться внешним первоисточником налогового правотворчества». Е.В. Порохов – сторонник естественно-правового подхода в науке финансового права и на этом верном методологическом фундаменте вырабатывает конкретные рекомендации по гуманизации действующего законодательства Республики Казахстан в вопросах налогообложения физических лиц.

Во-вторых, всемерной поддержки заслуживает предложение автора в целях налогообложения признавать входящих в семью лиц единым (консолидированным) плательщиком подоходного налога по их общим объектам налогообложения и не подвергать двойному налогообложению доходы каждого из супругов и других совместно проживающих членов семьи. Это предложение стимулирует сохранение семьи мерами финансово-правового характера.

В развитие этих положений в законодательстве можно было бы предусмотреть и более льготную (пониженную) ставку налога на доходы физических лиц, если они состоят в семейных отношениях и (или) имеют детей. Такой подход реализован, например, в Швейцарии. Эти меры могли бы стимулировать рождаемость и способствовать сохранению семейных отношений.

В-третьих, в диссертации предложена разработка общего учения о налоговом производстве. Эти предложения также несут в себе научную новизну и заслуживают поддержки.

Диссертационное исследование содержит значительное число и других глубоких научных суждений – в частности, учение о налоговой юстиции. Вместе с тем ряд выдвинутых автором положений представляются дискуссионными.

Например, автор указывает, что «налоговое право представляет собой раздел бюджетного права, полностью подчиненный его целям и задачам по формированию с помощью налогов доходов государственного бюджета, включающий правовые нормы, которые регулируют налоговые отношения». Однако налоговое право – это самостоятельный институт и, по мнению многих, даже самостоятельная подотрасль финансового права, но никак не раздел бюджетного права. Трактовка налогового права как раздела бюджетного права задает ошибочные ориентиры в его понимании, подчиняя налоговое право целям и задачам формирования бюджета. Между тем налоговое право – это прежде всего способ защиты права собственности от фискальных притязаний государства, способ рационализации таких притязаний, введения их в процедурные рамки и, в конечном счете, увеличения их справедливости и равномерности. В ходе развития человеческой цивилизации налоговое право развивалось именно как институт защиты слабой стороны в налоговых отношениях – налогоплательщика и обуздания возможностей сильной стороны – государства. Поэтому определение налогового права как раздела бюджетного права представляется недостаточно аргументированным.

Далее автор указывает на то, что «выбор способа регулирующего воздействия на налоговые отношения объективно предопределен, прежде всего, односторонними государственными интересами в их возникновении и существовании и отсутствием таковых у налогоплательщиков и, как следствие, природой отношений, направленных на удовлетворение этих интересов».

Такая интерпретация налогового права, выдвигающая на первый план государственные интересы, представляется спорной и нуждается в уточнении, поскольку современное налоговое право должно быть построено на балансе публичных и частных интересов, что признает и сам автор, отмечая, что налоговое право – это право компромисса, построенного на балансе публичных и частных интересов.

Однако эти замечания не портят общего положительного впечатления от диссертации Е.В. Порохова.

Заслуживает особого внимания и то, что научным консультантом по рецензируемой работе был А.И. Худяков, который много сделал для развития финансового законодательства Республики Казахстан и не в последнюю очередь благодаря усилиям которого Казахстан в настоящее время имеет такое развитое налоговое и финансовое законодательство. А.И. Худяков, без сомнения, был одним из самых ярких представителей науки финансового права на постсоветском пространстве, и его уход из жизни стал большой потерей для науки. Тем более заслуживает всемерной поддержки продолжение изучения налогового и финансового законодательства его учениками и на разработанных им научных основах. Опора на работы А.И. Худякова в диссертационном исследовании Е.В. Порохова свидетельствует о правильной методологической базе изучения выбранного предмета исследования.
 
***
Докторская диссертация Е.В. Порохова – существенный вклад в развитие науки налогового права. Отметим, что тема диссертационного исследования актуальна не только для Казахстана, но и для всего постсоветского пространства и прежде всего для России

Так, новый Налоговый кодекс Республики Казахстан (утвержден Законом РК от 10.12.2008 № 99-IV) содержит немало правовых норм, которые могли бы, будучи заимствованы, улучшить и законодательство России. Например, согласно пункту 5 статьи 189 НК РК резидентами Республики Казахстан признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РК, и (или) иные юридические лица, место эффективного управления (место нахождения фактического органа управления) которых находится в Казахстане. Такая норма, признающая резидентами организации, которые управляются с территории соответствующего государства, была бы очень полезна и в российском законодательстве.