Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

О разъяснениях ФНС России по вопросу указания в счетах-фактурах сумм в иностранной валюте

13, Января 2010
А.Г. Дуюнов,
старший юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
E-mail: info@pgplaw.ru
 
Заполнение документов, включая счета-фактуры, с указанием сумм в иностранной валюте – распространенное явление в деловой практике. Экспертный анализ разъяснений Федеральной налоговой службы по этому вопросу, надеемся, поможет налогоплательщикам определиться с собственной позицией

В 2009 г. ВАС РФ  существенно развил практику взыскания с государственных органов ущерба, причиненного их незаконными действиями организациям и предпринимателям. То, что долгое время оставалось декларацией, входит в повседневность. Вместо символических взысканий появились реальные начисления

Суть проблемы

В конце августа прошедшего года появились разъяснения ФНС России (письмо от 24.08.2009 № 3-1-07/674), в каких случаях налогоплательщик вправе указывать в счетах-фактурах суммы в иностранной валюте. Основной вывод, к которому пришло налоговое ведомство, состоит в том, что так оформлять счета-фактуры можно только в случае, если и оплата производится в иностранной валюте.

В случае выставления покупателям счетов-фактур, составленных продавцами в иностранной валюте (условных денежных единицах) по договорам, обязательство об оплате по которым предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте (условной денежной единице), продавцу в эти счета-фактуры следует внести соответствующие исправления

Появление таких разъяснений ФНС России может существенно повлиять на деятельность организаций, многие из них стоят перед выбором: следовать ли официальной позиции ФНС России или менять порядок оформления не стоит?

Позиция Федеральной налоговой службы

Свои выводы ФНС России аргументирует ссылками на законодательство о бухгалтерском учете, ГК РФ, а также на положения НК РФ, регулирующие порядок оформления и выставления счетов-фактур. Однако обоснованность этой аргументации не бесспорна – существуют достаточные доводы, позволяющие расценить выводы ФНС России как произвольные.

С точки зрения действующего законодательства

В Письме ФНС России со ссылками на положения Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» делается вывод, что первичный учетный документ, которым оформляется хозяйственная операция, в частности отгрузка, должен составляться в рублях. Соответственно, при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав на основании договоров, обязательство об оплате по которым предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте (условной денежной единице), первичный учетный документ также следует составлять в рублях.

Действительно, пункт 1 статьи 8 Закона «О бухгалтерском учете» предусматривает, что бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в рублях. Однако это требование относится прежде всего к учету хозяйственных операций на соответствующих счетах, а не к оформлению первичных документов, которое регулируется статьей 9 указанного Закона.

В свою очередь, в соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете» в первичных документах должны указываться измерители хозяйственной операции в денежном выражении. При этом Закон не ограничивает такой измеритель исключительно рублями.

По нашему мнению, указание в первичной документации денежного выражения операции в иностранной валюте соответствует законодательству о бухгалтерском учете, а подход ФНС России основан на неверном толковании Закона «О бухгалтерском учете»1.

С точки зрения правоприменительной практики

В судебной практике применяется аналогичный подход: использование в первичных документах денежных измерителей в условных денежных единицах или в иностранной валюте не противоречит ни требованиям к реквизитам первичных документов, ни требованию об отражении в бухгалтерском учете операций в рублях.

Однако даже если согласиться с подходом о неправомерности указания в первичной документации сумм в иностранной валюте, это, тем не менее, не подтверждает позиции ФНС России. Содержащийся в ее письме вывод об обязательном указании сумм в счетах-фактурах только в рублях основан на том, что, по мнению налогового ведомства, именно из первичных документов соответствующие сведения переносятся в счета-фактуры. Однако этот вывод представляется произвольным, так как не подкреплен какими-либо положениями налогового законодательства.

Так, счет-фактура – это документ, служащий основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету (в п. 1 ст. 169 НК РФ). Сведения, которые должны обязательно содержаться в счетах-фактурах, приведены в пунктах 5, 5.1 и 6 статьи 169 НК РФ. При этом ни эта статья, ни другие положения главы 21 НК РФ не предусматривают, что счета-фактуры составляются на основании данных первичной документации.

Таким образом, счета-фактуры оформляются исключительно в соответствии с требованиями налогового законодательства, и их несоответствие первичным документам не влияет на право налогоплательщика принять соответствующие суммы НДС к вычету.

Безусловно, на практике показатели первичных документов и счетов-фактур часто совпадают, однако это не позволяет вслед за ФНС России сделать вывод о переносе соответствующих данных. Такое совпадение можно объяснить схожестью многих реквизитов первичных документов и счетов-фактур, а также удобством в их заполнении аналогичными показателями.

Наконец, пункт 7 статьи 169 НК РФ прямо предусматривает, что в случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, также могут быть выражены в иностранной валюте. 

ФНС России толкует этот пункт таким образом, что в счете-фактуре могут указываться суммы в иностранной валюте только в случаях, если по условиям сделки обязательство подлежит оплате в иностранной валюте в порядке и на условиях, определенных законом, или в установленном порядке. При этом в качестве обоснования в Письме приводятся ссылки на нормы гражданского законодательства.

Однако такой ограничительный подход представляется необоснованным. Во-первых, буквальное толкование пункта 7 статьи 169 НК РФ предполагает, что возможность указать в счете-фактуре суммы в иностранной валюте обусловлена исключительно наличием в сделке выраженного в этой валюте обязательства. Каких-либо дополнительных условий для применения этого пункта, в том числе о погашении обязательства в иностранной валюте путем оплаты в этой же валюте, законом не предусмотрено.

Во-вторых, данный вывод подтверждается историческим толкованием пункта 7 статьи 169 НК РФ. Так, в первоначальной редакции этого пункта была предусмотрена возможность указания в счетах-фактурах сумм в иностранной валюте только при совершении внешнеэкономических сделок, но еще до вступления этой редакции в силу (до 1 января 2001 г.) она была скорректирована таким образом, чтобы применяться в отношении любых сделок, обязательства по которым выражены в иностранной валюте2. Тем самым законодатель разрешил указывать в счетах-фактурах суммы в иностранной валюте во всех случаях, когда в этой валюте выражено обязательство, а не только для отдельных категорий сделок (внешнеэкономических, подлежащих оплате в иностранной валюте и т. д.).

В-третьих, подход, предполагающий возможность указания в счетах-фактурах сумм в иностранной валюте, полностью соответствует положениям гражданского законодательства. На эти положения в своем письме ссылается и Федеральная налоговая служба, тем не менее, по каким-то причинам она приходит к противоположным выводам.

Так, денежные обязательства должны быть выражены в рублях (п. 1 ст. 317 ГК РФ). В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.) В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон (п. 2 ст. 317 ГК РФ).

Как следует из пункта 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 04.11.2002 № 70 «О применении арбитражными судами статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации» необходимо разделять валюту, в которой денежное обязательство выражено (валюту долга), и валюту, в которой это денежное обязательство должно быть оплачено (валюту платежа).

И если валютой платежа может быть только рубль (с учетом допускаемых законодательством исключений из этого правила), то валютой долга может быть как российская валюта, так и иностранная. Поэтому возможность установления в договоре в качестве валюты долга соответствующих сумм в иностранной валюте в полной мере соответствует гражданскому законодательству.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Использование в первичных документах денежных измерителей в условных денежных единицах или в иностранной валюте не противоречит требованиям законодательства.
ФАС МО:
– от 19.08.2009 № КА-А40/7963-09;
– от 21.01.2008 № КА-А41/14395-07;
 и от 30.11.2007 № КА-А41/12524-07.
ФАС СЗО:
 – от 11.01.2008 № А56-5204/2007.

Фактически в письме ФНС России понятие «обязательство, выраженное в иностранной валюте», тождественное понятию «валюта долга», используемому в пункте 7 статьи 169 НК РФ, без каких-либо правовых оснований подменяется термином «валюта платежа». Тем самым, разъяснения налогового ведомства необоснованно ограничивают сферу действия положений пункта 7 статьи 169 НК РФ только применительно к случаям, когда валютой платежа является иностранная валюта. Очевидно, что такое ограничение не допустимо, поскольку федеральные органы исполнительной власти не вправе принимать акты, изменяющие или дополняющие законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК РФ).

Правоприменительная практика также подтверждает, что в счетах-фактурах суммы в иностранной валюте могут указываться и в случае, если оплата производится в рублях.

Так, в письме Управления ФНС России по г. Москве от 06.12.2007 № 19-11/116396 применительно к пункту 7 статьи 169 НК РФ разъяснено: «…речь в данном пункте идет не об оплате в иностранной валюте, а об оценке обязательств сторон. То есть поименованная норма Кодекса распространяется не только на контракты с зарубежными партнерами, но и на договоры между российскими организациями, по которым стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав выражена в иностранной валюте, а расчеты производятся в рублях»3.

Правомерность указания в счетах-фактурах сумм в иностранной валюте в случае, если в соответствии с условиями сделки в этой валюте выражено обязательство, подтверждается целым рядом судебных актов федеральных арбитражных судов.

Более того, Президиум ВАС РФ, рассматривая в Постановлении от 17.02.2009 № 9181/08 вопрос об учете суммовых разниц для целей НДС, также фактически признал допустимость указания в счетах-фактурах сумм в иностранной валюте.

 АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ о правомерности указания в счетах-фактурах сумм в иностранной валюте
ФАС ДО:
– от 15.07.2009 № Ф03-3198/2009;
– от 13.07.2009 № Ф03-3195/2009.
ФАС МО:
– от 27.09.2007 № КА-А40/9926;
– от 25.05.2005 № КА-А40/4164-05.
ФАС ПО:
 от 30.04.2009 № А57-16421/2008;
ФАС СЗО:
– от 08.04.2008 № А56-16847/2007;
– от 02.04.2007 № А56-20632/2006.
ФАС СКО:
– от 17.07.2009 № А53-13793/2008-С5-34;
– от 26.02.2007 № Ф08-951/2007-386А.
ФАС УО:
– от 17.03.2008 № Ф09-1590/08-С2;
– от 11.04.2005 № Ф09-1259/05-АК и др.

Выводы

На основании изложенного можно заключить, что разъяснение ФНС России о возможности указывать в счетах-фактурах суммы в иностранной валюте только в случае, если оплата также производится в этой валюте, не основано на действующем законодательстве и прямо противоречит пункту 7 статьи 169 НК РФ. Соответственно, если налогоплательщики не станут следовать таким разъяснениям, их шансы отстоять свою позицию в суде достаточно высоки.
 

A.G. Duyunov
On the Clarifications of the Russian Federal Tax Service on Indicating Amounts in Foreign Currency in VAT Invoices
The completion of documents indicating amounts in foreign currency, including VAT invoices, is common business practice. We hope that expert analysis of the clarifications of the Federal Tax Service on this issue will help taxpayers formulate their own position.

1 Заметим, что Минфин России придерживается аналогичного мнения о недопустимости указания в первичной документации сумм в иностранной валюте. – См., например: письмо  от 17.07.2007 № 03-03-06/2/127.
2 См.: Федеральный закон от 29.12.2000 № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
3 Аналогичные выводы сделаны, в частности, в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.04.2007 № 19-11/33695. При этом нельзя исключать, что после появления рассматриваемого письма позиция нижестоящих налоговых органов будет скорректирована исходя из содержащихся в нем выводов. – Примеч. автора.

Ключевые слова: счет-фактура, иностранная валюта, письменные разъяснения, условные единицы, первичный документ