Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Многовато будет...

11, Января 2010
С.Г. Пепеляев,
канд.юрид.наук,
главный редактор журнала «Налоговед»,
управляющий партнер юридической
компании «Пепеляев групп»

Налоговый кодекс РФ законодатели рихтовали и шлифовали уже не одну сотню раз. Только в 2008 г. было принято 30 законов о поправках этого акта. Тем не менее практикой обнажаются все новые законодательные ошибки, причем из разряда грубых. Кажется, их было трудно не заметить, но они долгое время оставались в тени.

Так произошло со статьей 119 НК РФ, устанавливающей ответственность за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации. Штраф за это нарушение зависит от продолжительности срока, истекшего с установленной даты подачи отчетности. При этом закон никак не ограничивает максимальную сумму взыскания, которая может многократно превышать сам подлежащий уплате налог. Абсурдность ситуации продемонстрировало дело, рассмотренное ВАС РФ1.

Компания была уличена в неуплате 5 млн руб. налога. Инспекция постановила взыскать недоимку, соответствующую сумму пеней, штраф за неуплату в сумме 1 млн руб. (ст. 122 НК РФ), а также 14,7 млн руб. штрафа на основе части 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации. Налогоплательщик, проигравший спор о начисленном налоге, ходатайствовал о сокращении размера наказания, однако суды не нашли оснований для снижения санкций.

В определении о передаче дела в Президиум судьи2 ВАС РФ указали, что «размер санкций должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба». Они посчитали, что многократное превышение суммы штрафа над размером налоговых обязательств означает чрезмерное ограничение свободы предпринимательства, что недопустимо в силу требований закона.

Очевидно, судьи руководствовались правовой позицией Конституционного Суда РФ, содержащейся в постановлении № 11-П от 15 июля 1999 г. по делу  о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» и законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции».

ВАС РФ 8 декабря 2009 г. отменил судебные акты и вернул дело для пересмотра в суд первой инстанции.
Следует выделить некоторые обстоятельства.

Не так часто суды аргументируют свои выводы ссылками на положения Конституции РФ или правовые позиции КС РФ. Но арсенал таких решений накапливается – суды стали полнее выполнять свою функцию защищать не только закон, но и право.

В данном деле Суд не просто дал норме НК РФ толкование с учетом конституционных норм, а фактически ограничил ее действие, то есть «законотворчествовал» в допустимых для судебной системы границах.

И, наконец, нельзя не обратить внимание на то, что ВАС РФ не стал принимать окончательного решения по делу. «Законотворчествовать» придется и красноярским судьям, куда направлено дело для пересмотра. Им предстоит определить, какое взыскание будет соответствовать конституционным стандартам.

Представляется, что тем самым ВАС РФ подает важный сигнал всей судебной  системе: не только судьи высших судов должны непосредственно применять основной закон, но и в первой инстанции  Конституция РФ должна быть востребована не меньше, чем законы и кодексы.

________________________________________
СНОСКИ
1 См.: Определение ВАС РФ № ВАС-11019/09 от 30.09.2009 о передаче дела в Президиум ВАС РФ.
2 Судьи ВАС РФ Т.В. Завьялова, М.Г. Зорина и О.Л. Мурина.
________________________________________