Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Закон ФРГ о противодействии уклонению от уплаты налогов – новый виток борьбы с недобросовестной налоговой конкуренцией

11, Ноября 2009
Е.А. Орловская,
юрист Beiten Burkhardt (г. Москва)
E-mail: Elena.Orlovskaya@bblaw.com
 
На примере принятого 10 июля 2009 г. парламентом ФРГ Закона о противодействии уклонению от уплаты налогов прослеживается общемировая тенденция в борьбе с недобросовестной налоговой конкуренцией. Не исключено, что опыт Германии вынудит мировое экономическое сообщество принять единые правила игры

Предыстория

Принятие Закона ФРГ о противодействии уклонению от уплаты налогов – очередной и, возможно, один из заключительных этапов ведущейся уже второе десятилетие борьбы с так называемой недобросовестной налоговой конкуренцией, практикуемой некоторыми государствами.

Осознание Германией и другими странами мира потерь, обусловленных активным использованием «налоговых гаваней», привело к тому, что уже в 1996 г. перед Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была поставлена задача по разработке мер противодействия недобросовестной налоговой конкуренции на мировом уровне.

В результате в 1998 г. появилось довольно объемное исследование ОЭСР и рабочая программа по сдерживанию и окончательному устранению данного явления из мировой практики сноска 1. В рамках программы были разработаны налоговые стандарты прозрачности и эффективного обмена информацией сноска 2 (далее – Стандарты), которые предложены всем странам мира для внедрения и применения. Стандарты нашли отражение в разработанном в 2002 г. Модельном соглашении об обмене информацией по налоговым вопросам сноска 3, а также в статье 26 Модельной Конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал с изменениями 2005 г. (далее – Модельная конвенция) сноска 4.

Формально многие страны и территории согласились с требованиями Стандартов, но их фактическая имплементация в национальные законодательства шла медленно. Многие государства, не желая терять свои конкурентные преимущества, стали уклоняться от разработанных Стандартов, что поставило страны, которые согласились с поставленными условиями, в невыгодное положение.

Работа над внедрением Стандартов по обмену информацией на добровольной основе в рамках ОЭСР продолжалась почти десять лет. Ряд разразившихся в последние годы международных «налоговых скандалов» стимулировал страны – члены ОЭСР к более решительным действиям.

В октябре 2008 г. в Париже по инициативе Франции и Германии состоялась встреча представителей стран – членов ОЭСР, целью которой была выработка стратегии дальнейшей борьбы с уклонением от уплаты налогов через «налоговые гавани». В частности, было решено оказать давление на страны, не желающие сотрудничать, не только путем переговоров, но и посредством более активного изменения национального законодательства государств – участников ОЭСР в сторону создания неблагоприятных налоговых последствий для лиц, имеющих деловые связи в таких странах.
Вторая встреча по этому вопросу состоялась летом текущего года в Берлине сноска 5. Участники встречи отметили положительную динамику и еще раз указали на необходимость содействия процессу повсеместного внедрения Стандартов ОЭСР с помощью внутренних мер законодательного регулирования.

 
ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ
Недобросовестная налоговая конкуренция – привлечение иностранных капиталов через создание другим странам затруднений в доступе к необходимой для реализации их налоговых задач информации о деятельности их резидентов в странах с режимом «налоговой гавани».
Программа сдерживания недобросовестной налоговой конкуренции предусматривает:
внутренние налоговые меры – например, взимание налога у источника в отношении платежей в пользу лиц, расположенных в «налоговых гаванях»;
меры внешнего характера – например, расторжение соглашений об избежании двойного налогообложения со странами, уклоняющимися от сотрудничества в области информационного обмена;
меры неналогового характера – например, препятствование международным финансовым институтам в размещении капиталов в нежелательных юрисдикциях.

Рассматриваемый Закон ФРГ – пример практического внедрения разработанного на Парижской встрече плана действий. По оценке большинства специалистов, принятие Закона окажет серьезное влияние на географию деловой активности и распределение активов высокообеспеченного населения Германии.

Следует отметить, что начальный вариант законопроекта был намного более агрессивен и вызвал бурную негативную реакцию со стороны профессионалов и практиков. В частности, законопроект критиковался из-за большого количества неопределенных норм и понятий. Например, использование понятия «ущербная налоговая практика» без раскрытия его содержания и соотношения с понятиями легальной или нелегальной деятельности было признано недопустимым. Помимо этого, законопроект предоставлял финансовым органам возможность применять различные довольно серьезные ограничения прав налогоплательщиков, базируясь исключительно на неких «общих представлениях».

Но наибольшей критике подвергся подход, предполагавший презумпцию виновности всех лиц, взаимодействующих с «налоговыми гаванями». По мнению немецкой ассоциации адвокатов, вводимые Законом механизмы дублировали уже имеющиеся в арсенале налоговых органов инструменты выявления налоговых правонарушений. Отличие состояло лишь в том, что им придавались более произвольные формы, зачастую даже нарушающие права налогоплательщиков сноска 6.
Обсуждение законопроекта в парламенте страны продолжалось несколько месяцев, появились серьезные сомнения в том, что Закон действительно будет принят. Однако в апреле 2009 г. был достигнут консенсус, и доработанный законопроект в итоге был принят.

Во исполнение Закона в ближайшее время должны быть приняты постановления правительства, подлежащие одобрению верхней палатой парламента ФРГ, с перечнем стран и территорий, подпадающих под действие Закона. С принятием необходимых постановлений Закон сможет применяться на практике. В то же время сомнения в правомерности и соответствии отдельных положений принятого Закона Основному закону ФРГ и законодательству ЕС высказываются по сей день.

Основные положения Закона

В основе Закона о противодействии уклонению от уплаты налогов лежит принцип ответственности налогоплательщика за выбор юрисдикции. Воздействие на территории и страны, не желающие сотрудничать с немецкими финансовыми органами в вопросах обмена информацией, происходит опосредованно, через давление на национального налогоплательщика. Так, если страна, с которой связан последний, уклоняется от сотрудничества с финансовыми органами Германии, негативные последствия в виде дополнительных обязанностей перед налоговыми органами в части содействия и предоставления информации, а в некоторых случаях и серьезные налоговые ограничения, лягут на самого налогоплательщика. Если юрисдикция отвечает установленным требованиям, то есть признается сотрудничающей, положение налогоплательщика не ущемляется. Тем не менее специалисты отмечают, что сфера регулирования Закона выходит далеко за рамки борьбы с «налоговыми гаванями» и затрагивает интересы довольно большого количества налогоплательщиков.

Сотрудничающими признаются страны, внедрившие или по крайней мере уже объявившие о внедрении Стандартов ОЭСР по информационному обмену в ближайшем будущем. При этом в качестве образца рекомендуется использовать так называемую расширенную (то есть учитывающую дополнения 2005 г.) редакцию статьи 26 об обмене информацией Модельной конвенции ОЭСР.

НАЛОГОВЫЕ СТАНДАРТЫ ПРОЗРАЧНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ ОЭСР
В основу стандартов положены следующие основные требования:

информация, имеющая значение для налогообложения, и в особенности банковская информация, должна быть доступна не только в случаях, когда она запрашивается в рамках уголовного расследования;
указанная информация должна предоставляться странами по запросам иностранных налоговых органов.
 

Закон предусматривает следующие меры противодействия использованию «налоговых гаваней»:

расширение круга обязанностей физических лиц по содействию в получении информации, связанной с инвестициями в странах, уклоняющихся от сотрудничества;

увеличение объема контрольных полномочий финансовых органов Германии;

ограничение применения определенных правил налогообложения для налогоплательщиков, имеющих деловые связи с юрисдикциями, уклоняющимися от сотрудничества с финансовыми органами Германии.

Среди ограничений правил налогообложения можно выделить следующие:

вычет расходов налогоплательщика, учитываемых при налогообложении прибыли, в связи с платежами в пользу лиц, ведущих деятельность в уклоняющихся от сотрудничества юрисдикциях, зависит от выполнения дополнительных обязанностей по предоставлению расширенных сведений или вовсе невозможен;

применение в Германии законодательно предусмотренных способов уменьшения налогового бремени в отношении доходов, полученных от иностранных обществ в несотрудничающих юрисдикциях, существенно ограничено;

освобождение от налогообложения в Германии в соответствии с национальным законодательством и соглашениями об избежании двойного налогообложения дивидендов, непосредственно или опосредованно выплачиваемых из стран, уклоняющихся от сотрудничества, зависит от содействия налогоплательщика в предоставлении информации.

Среди дополнительных полномочий финансовых органов есть одно любопытное положение: при наличии у финансовых органов объективных оснований полагать, что налогоплательщик имеет деловые связи с кредитными институтами, расположенными в несотрудничающих юрисдикциях, финансовый орган получает право требовать подтверждения достоверности и полноты представленных данных в порядке так называемого клятвенного заверения (Versicherung an Eides statt).

Под «клятвенным заверением» понимается специальная урегулированная нормами права форма подтверждения налогоплательщиком достоверности представленных налоговому органу сведений. Дача ложных заверений влечет уголовную ответственность для заверителя в виде лишения свободы до трех лет или денежный штраф.

алогоплательщик, отказавшийся от прохождения данной процедуры, не может быть к ней принужден. Однако отказ принести «клятвенное заверение» дает налоговым органам основание сделать вывод, что заявленные налогоплательщиком доходы не соответствуют реальным, и должным образом оценить размер налогооблагаемых доходов.

Помимо этого, налогоплательщики обязаны наделять финансовые органы правом истребовать у кредитных институтов, обслуживающих налогоплательщика, интересующую их информацию в судебном и во внесудебном порядке.
Некоторые из новых правил касаются и физических лиц с уровнем дохода выше определенной величины (включая доходы от деятельности по найму, от капитала, а также от сдачи имущества в аренду). Для них вводятся новые правила о предоставлении сведений и обязательные сроки хранения документов, а в будущем предполагается наделить налоговые органы правом проводить налоговые проверки в отношении таких физических лиц.

***

ГЕОГРАФИЯ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА ФРГ
Довольно значительное число соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных ФРГ, особенно до 2005 г., не содержат требуемых положений об информационном обмене.
В настоящее время ФРГ ведет интенсивные переговоры со многими странами, включая Швейцарию, Австрию, Бельгию и Лихтенштейн, о заключении новых соглашений.
России не грозит войти в число стран и территорий, уклоняющихся от сотрудничества с немецкими финансовыми органами. В 2007 г. правительствами обеих стран был согласован Протокол о внесении изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения между ФРГ и Российской Федерацией, на основании которого статья 26 об обмене информацией была приведена в соответствие с требованиями Стандартов ОЭСР.

Принятый в ФРГ Закон о противодействии уклонению от уплаты налогов интересен специалистам своим отчасти новым подходом к решению проблемы «налоговых гаваней», которая уже давно волнует многие страны мира, включая Россию. Ввиду серьезного столкновения интересов и в силу многих других причин попытки изжить это явление пока не увенчались успехом. Тем не менее давление со стороны мирового сообщества становится все более ощутимым, о чем свидетельствует и принятый в ФРГ Закон.

Налогоплательщикам придется более тщательно анализировать преимущества от использования «налоговых гаваней» в сравнении с рисками, которые из теоретических становятся все более реальными.


E.A. Orlovskaya
German Law on Countering Tax Evasion: New Round of the Combat against Unfair Tax Competition
A German law on countering tax evasion, which was adopted on 10 July 2009, makes it possible to track global trends in combating unfair tax competition. It cannot be ruled out that Germany’s experience will compel the global economic community to adopt uniform rules of the game.
 

 

сноска 1 См.: Harmful Tax Competition: An Emerging Global Issue (OECD, 1998).

сноска 2 OECD Standards of Transparency and Exchange of Information (разработаны на Всемирном форуме и подтверждены «большой двадцаткой» и ООН). – URL: там же.

сноска 3 OECD Model Agreement on Exchange of Information on Tax Matters.

сноска 4 OECD Model Tax Convention on Income and on Capital.

сноска 5 Вторая Конференция по борьбе с международным уклонением от уплаты налогов посредством внедрения стандартов прозрачности и эффективного обмена информацией по налоговым вопросам. Берлин, 23 июня 2009 г. – URL: там же.

сноска 6 См.: Заключение немецкой ассоциации адвокатов (Die deutsche Anwaltsverein) № 13/2009. Берлин, январь 2009 г.

Ключевые слова: Закон ФРГ, уклонение от уплаты налога, злоупотребление, избежание двойного налогообложения, зарубежный опыт, Германия