Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Новая литература о налогах: рецензии и критика* 

30, Января 2009

В изданном в 2008 г. учебном пособии Д.М. Щекина [ сноска 1 ] анализируется правовое регулирование наиболее важных институтов общей части налогового права государств – участников СНГ. Автор профессионально выявляет нуждающиеся в устранении недостатки законодательств этих государств, проявляющиеся в практике налогообложения

А.В. Брызгалин,  генеральный директор  Центра экономических экспертиз «Налоги и финансовое право», канд. юрид. наук         

М.В. Симонов, ведущий специалист Центра экономических экспертиз «Налоги и финансовое право» 

Несмотря на учебный характер издания, следует отметить, что его положения способны заинтересовать научных и практических работников. Поднятые в издании вопросы весьма оригинальны. Кроме того, ответы на них, высказанные Д.М. Щекиным, радуют своей обоснованностью и логичностью. То, что исследование было проведено налоговым юристом-практиком с продолжительным опытом работы в области налоговой юрис-пруденции, определило прикладной характер сделанных автором выводов. Подготовка и апробация положений исследования на кафедре финансового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, а также научное рецензирование и поддержка ученых и юристов-практиков стран – участниц СНГ (России, Украины, Узбекистана, Казахстана, Беларуси и др.) подтверждают обоснованность отраженных в работе позиций и результатов.

Мы постараемся уместить в рамки небольшой рецензии лишь некоторые из многих интересных моментов и умозаключений, которые нашли свое место на страницах работы.

1. Имеющая место интеграция экономической жизни и законодательства на территории Европейского союза требует анализа целесообразности проведения аналогичных мероприятий на территории СНГ, в том числе в Российской Федерации. Именно научно-практическое исследование подобной целесообразности и связанных с обозначенной законодательной интеграцией вопросов способно явиться ответным шагом России. 

Это особенно актуально в период разразившегося мирового финансового кризиса. Учитывая непосредственное влияние налогового права на формирование бюджетных доходов, считаем, что предпринятая Д.М. Щекиным попытка сравнить преимущества и недостатки нормативных положений налоговых законодательств государств – участников СНГ друг с другом является более чем своевременной. Считаем, что предложения автора по усилению интеграции положений налоговых законодательств стран СНГ способны позитивно повлиять на развитие экономических отношений в рамках внутригосударственного содружества. 

2. В учебном пособии рассматриваются вопросы, тесно связанные именно с налоговым правом как учебной дисциплиной. Так, в § 1.2 «Установление налога законом» ученый исследует состоятельность определения термина «налог» в налоговых законодательствах государств – участников СНГ. В итоге автор формулирует наиболее приемлемое определение, максимально отражающее признаки налога.  Стоит обратить внимание на то, что именно предложенная формулировка наиболее удобна для создания гарантий для налого-плательщика, которые состоят в том, что ни на кого не может быть возложена обязанность платежей, обладающих признаками налогов, но установленных не на основании закона или в противоречии с ним.

Авторское определение налога

Налог – это односторонне установленная субъектом публичной власти форма отчуждения имущества, принадлежащего лицу на праве собственности (праве хозяйственного ведения, оперативного управления), на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, не носящая характер ответственности за нарушение законодательства.

3. Интерес представляет проведенный сравнительный анализ принципов законодательств государств – участников СНГ:

  • принципа законной формы налога; принципа всеобщности;
  • принципа юридического равенства при налогообложении;
  • принципа учета фактической платежеспособности (принцип равного налогового бремени);
  • принципа соразмерности налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод;
  • принципа определенности налогового законодательства; принципа единства системы налогов.

Представляется, что выявление и перечисление единого блока принципов налогообложения способно положительно повлиять на совершенствование законодательства о налогах и сборах внутри каждого из государств Содружества. Данный перечень также будет полезен для выявления недостатков и неточностей в перечнях действующих принципов налогообложения России и других стран, а также для дальнейших научных исследований в этой сфере.

4. Полезными результатами работы являются, на наш взгляд, выводы ученого относительно некоторых недостатков налоговых законодательств стран – участников СНГ. К примеру, вопрос о порядке вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах выявил проблему относительности гарантий для налогоплательщиков в сфере обеспечения стабильности законодательства и недопустимости его резкого изменения.

Д.М. Щекину удалось определить сравнительно-правовую матрицу, из которой видно, что в налоговом праве Армении и Республики Беларусь гарантии прав налогоплательщиков, касающиеся резкого изменения режима налогообложения, не являются безусловными и законодатель вправе от них отступить в связи с необходимостью уточнения бюджетов. Полное отсутствие каких-либо гарантий для налогоплательщиков в данной сфере демонстрируется на примерах налоговых законодательств Грузии и Молдовы.

Точка зрения автора по этому вопросу сводится к тому, что наиболее предпочтительным является предоставление налогоплательщику безусловных гарантий режима стабильности, когда установленные в налоговом законодательстве правила вступления в силу актов налогового законодательства не могут быть проигнорированы законодателем при принятии отдельного закона. 

5. Сравнительно-правовой анализ приводит к весьма интересным выводам, влияющим на арбитражную практику, в том числе и в России. Исследуя особенности толкования налогового законодательства, Д.М. Щекин приходит к выводу, что аналогия в налоговом праве не может служить основанием для увеличения обязанностей налогоплательщика, так как это противоречило бы принципу установления налога только законом. Следует придерживаться положения, при котором применение такого способа толкования как аналогия будет применяться судами в зависимости от того, оправдано ли это с точки зрения защиты прав налогоплательщика. 

6. В учебном пособии приводятся занимательные сведения о налогообложении в различных странах.

О налоговом законодательстве Грузии и Аербайджана

В ст. 107 НК Грузии предусмотрена такая форма налогового контроля, как проведение хронометража. Согласно этой статье налоговый орган в целях установления доходов налогоплательщика, объема поставок товаров / услуг и численности наемных физических лиц в определенном периоде времени имеет право на исследование экономической деятельности налогоплательщика методом хронометража. Также в НК Грузии в отличие от других стран предусмотрена такая форма налогового контроля, как контрольная закупка (ст. 108). То есть грузинские налоговые инспекторы вправе проводить обозначенное оперативное мероприятие, которое, к примеру, в России является исключительной компетенцией правоохранительных органов (ст. 6 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Согласно ст. 36 НК Азербайджана налогоплательщики, не согласные с результатами налоговой проверки, могут потребовать проведения внеочередной проверки. Казалось бы, какой налогоплательщик пожелает, чтобы после одной налоговой проверки у него провели еще одну?  Вместе с тем возможность проведения внеочередной налоговой проверки по инициативе налогоплательщика (ст. 36 НК Азербайджана) направлена именно на обеспечение его гарантий. Направленность нормы на обеспечение гарантий для налогоплательщиков подтверждается также тем, что на территории Азербайджана налоговые органы должны при проведении проверки учитывать обстоятельства, выгодные для налогоплательщика. 

 

Тема налогового контроля получила на страницах пособия новое освещение – сквозь спектр сравнения форм и методов налогового контроля, имеющихся в распоряжении сотрудников налоговых ведомств на территориях отдельных стран СНГ. Данная информация представляется весьма полезной для специалистов, профессиональная деятельность которых связана с налогообложением (а значит, и с налоговым контролем).

7. Не секрет, что в России налоговые органы в спорных ситуациях не рассматривают или не обращают внимания на представляемые налогоплательщиком документы и прочие доказательства, подтверждающие его позицию, а фиксируют исключительно те документы и доказательства, которые укрепляют их доводы. 

Д.М. Щекин отмечает, что действующее в настоящее время положение пункта 4 статьи 89 НК РФ, согласно которому предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, является не таким конкретным, как обозначенное положение статьи 36 НК Азербайджана. 

В связи с этим считаем возможным поддержать предложение автора о внесении соответствующих дополнений в положения НК России и других стран Содружества.

8. Работа насыщена интереснейшими фактами о налогообложении. К примеру, статьей 69 НК Республики Беларусь предусмотрено, что внеплановая налоговая проверка (причем не тематическая, а по всем вопросам) может проводиться по поручению Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, председателей комитетов государственного контроля областей и их заместителей, советов по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, в областях и в г. Минске, и многих других должностных лиц.

Возникает вопрос: не является ли подобное положение чрезмерным отягощением налогового контроля? На этот и многие другие вопросы автор исследования попытался ответить. 

В связи с этим приятно отметить, что, несмотря на глобальность вскрытого информационного блока, работа оставляет в сознании читателя неизгладимый позитивный след и массу полезной информации о налоговом праве России и наших ближайших географических соседей. Поэтому пособие следует признать важным и рекомендовать к прочтению как профессионалам, так и любителям налогового права и юриспруденции в целом.

Познакомившись с пособием, читатель получает представление об огромном массиве интереснейшей информации сравнительно-правового характера, связанной непосредственно с налоговым правом. 

 

* Рецензия впервые опубликована в журнале «Налоги и финансовое право». 2008. № 11. Печатается с сокращениями. 

 


[ сноска 1 ] Щекин Д.М. Налоговое право государств – участников СНГ (общая часть): Учеб. пособие / Под ред. канд. юрид. наук С.Г. Пепеляева. – М.: Статут, 2008. – 412 с.