Телефон подписки
8-800-555-66-00

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговый клуб о статусе разъяснений Минфина России

30, Января 2008
В.М. Зарипов,
координатор Налогового клуба,
заместитель главного редактора
журнала «Налоговед»

В Налоговом клубе прошло обсуждение важного для всех вопроса — значения писем Минфина России по вопросам налогообложения в практической деятельности.

Поводом для встречи послужило ставшее во многом неожиданным для налогоплательщиков, налоговых консультантов и адвокатов письмо Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138, в котором разъясняется применение статей 34.2, пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, регламентирующих работу государственных органов по официальному разъяснению налогового законодательства.

В соответствии со статьей 34.2 НК РФ Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. С 1 января 2007 г. налоговые органы обязаны руководствоваться такими разъяснениями (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). На недоимку, которая возникла в связи с полученными разъяснениями, пеня (в части разъяснений, данных после 1 января 2007 г.) и штраф не начисляются (п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

С участниками встречи своим мнением поделились заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин, судья Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиев, начальник Управления законодательства Высшего Арбитражного Суда РФ Д.И. Дедов. В обсуждении приняли участие ведущие специалисты юридических, консалтинговых и аудиторских компаний, крупнейших российских предприятий, а также научные сотрудники.

Среди участников встречи был проведен блиц-опрос по ряду дискуссионных тезисов. Сводный результат 32 заполненных анкет можно считать достаточно показательным.

1. Все письменные разъяснения Минфина России должны публиковаться, то есть доводиться до всеобщего сведения (например, на сайте министерства). Иное нарушает принцип равенства налогоплательщиков перед законом (п. 1 ст. 3 НК РФ), означает неисполнение конституционной обязанности государственных органов обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ), и создает условия для ошибок и злоупотреблений.

Согласен — 75% (24).

Согласен в части — 22% (7).

Не согласен — 3% (1).

2. Разъяснения Минфина России в виде писем по вопросам налогового законодательства не являются нормативными актами, поскольку не содержат правовых норм. В то же время такие разъяснения — это акты официального толкования закона уполномоченным государственным органом.

Согласен — 65% (21).

Согласен в части — 22% (7).

Не согласен — 13% (4).

3. Пока не доказано иное, считается, что разъяснения Минфина России соответствуют закону. Соответствие данных разъяснений налоговому законодательству может оспариваться. Такие споры подведомственны суду, поскольку в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ разъяснения неизбежно затрагивают права и законные интересы налогоплательщиков.

Согласен — 57% (18).

Согласен в части — 31% (10).

Не согласен — 9% (3).

4. Появление письма Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 свидетельствует о несовершенстве и недостаточности нормативной базы деятельности государственных органов по разъяснению налогового законодательства, в связи с чем необходимо разработать проект изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ.

Согласен — 72% (23).

Согласен в части — 9% (3).

Не согласен — 19% (6).

В результате острой, но конструктивной дискуссии участники встречи пришли к выводам о целесообразности полной инвентаризации, систематизации и публикации разъяснений Минфина России. Необходимо прямое закрепление права налогоплательщиков на оспаривание разъяснений в суде, как это сделано, к примеру, в украинском законодательстве. Говорилось также о необходимости дальнейшего совершенствования процедуры направления и рассмотрения запросов налогоплательщиков. Было высказано мнение о необходимости увеличения  штата юристов в Минфине России.

Правовая база