Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

НДС при расчетах через системы денежных переводов

30, Ноября 2006

Е.В. Романчук,
юрист

Рынок денежных переводов в России быстро развивается. Международные и отечественные системы переводов, такие как Anelik, Contact, Western Union, InterExpress, Migom, MoneyGram, PrivatMoney, Ria Envia, STB-Экспресс, Travelex Worldwide money Ltd, VIP Money Transfer, «Гута Спринт», активно предлагают свои услуги по переводу денежных средств практически в любую точку мира в считанные минуты. При этом физическому лицу — клиенту для перевода не нужно открывать банковский счет, процедура оформления платежа максимально упрощена.

Международные системы денежных переводов представляют собой совокупность пунктов обслуживания (банков и небанковских учреждений), расположенных в различных странах мира и оказывающих услуги по переводу денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов. Основа таких платежных систем — определенным образом организованные межбанковские расчеты, которые строятся вокруг клиринговых центров. В роли клиринговых центров могут выступать как банки, так и процессинговые компании. Участники платежных систем (пункты обслуживания) взаимодействуют между собой с целью проведения платежей, получая комиссию за такие услуги. Часто банки — участники таких систем именуются агентами международных систем денежных переводов.

В настоящее время российское законодательство (банковское и налоговое) не регулирует правоотношения между участниками расчетов при использовании указанных систем денежных переводов. В связи с этим только договоры, непосредственно заключенные между участниками расчетов, регулируют отношения сторон. Такие договоры содержат определение и описание систем платежа, порядок проведения расчетов, права и обязанности сторон. Как правило, подключение к системам проводится на основании двух видов договоров — для потребителей или для продавцов (поставщиков) услуг по переводу денежных средств.

Налоговые органы не обошли вниманием этот пробел в законодательстве. По их мнению, договоры, которые заключают банки («продавцы услуг» по терминологии, используемой в таких договорах), с указанными системами денежных переводов являются объектом для обложения налогом на добавленную стоимость. Такие договоры толкуются налоговыми органами как агентские или договоры поручения. В частности, на запрос одного из банков, участника системы Western Union, Управление ФНС России по Новосибирской области исходя из буквального толкования текста договора ответило, что банк является агентом системы Western Union и комиссия банка за перевод денежных средств подлежит обложению НДС на основании пункта 7 статьи 149 НК РФ [ сноска 1 ] .

Такая позиция налоговых органов создает серьезную проблему для кредитных организаций и может сказаться и на гражданах, осуществляющих денежные переводы.

Анализ договоров, заключаемых банками с системами денежных переводов (далее — системы), а также фактических операций, осуществляемых каждой из сторон договора при выполнении поручений клиентов — физических лиц о переводе денежных средств, позволяет сделать следующие выводы.

В подпункте 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ указан перечень банковских операций, освобождаемых от обложения НДС. Этот перечень, в частности, включает операции по проведению расчетов по поручению организаций и физических лиц. Поскольку исходя из буквального толкования данный перечень не носит исчерпывающего характера, налогоплательщик при определении своих налоговых обязательств вправе руководствоваться также нормами Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Согласно статье 5 указанного нормативно-правового акта к банковским операциям относится осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Таким образом, услуги банков по переводу средств относятся к банковским операциям и такие операции не подлежат обложению НДС.

Однако освобождение от НДС не применяется при ведении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основании договоров поручения, комиссии или агентского договора [ сноска 2 ] .

Исходя из текстов договоров существует риск их переквалификации в агентские договоры, и, следовательно, комиссионное вознаграждение, получаемое банками за услуги по договорам, не может быть признано платой за проведение банковских операций и освобождаться от НДС.

Основанием для такой квалификации могут быть формулировки типовых договоров, заключенных банками с системами, поскольку в соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. В агентском договоре одна из сторон (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет другой стороны (принципала) юридические и иные (фактические) действия либо от своего имени, либо от имени принципала [ сноска 3 ] .

Типовые договоры банков с системами позволяют квалифицировать их в качестве агентских договоров. В частности, системы уполномочивают продавцов (то есть банки) предоставлять услуги по переводу денежных средств в утвержденных системами пунктах обслуживания, а продавцы обязуются предоставлять услуги только в соответствии с письменными указаниями и инструкциями, принятыми от систем. Системы назначают банки управляющими или хранителями в отношении любых доверенных средств системы, включая оплату за перевод средств (клиентские взносы). Тарифы за услуги по переводу средств устанавливаются самими системами. Банки используют фирменные бланки систем при отправлении и выплате переводов. Системы без дополнительной оплаты предоставляют банкам операционное программное обеспечение, неисключительную лицензию на него, бланки и расходные средства, необходимые для предоставления услуг по переводу денежных средств в пунктах обслуживания, а также обеспечивают инструктаж сотрудников банка. В указанных договорах банки часто именуются субпредставителями или субагентами систем. Субпредставители должны отправлять полный отчет системам о своей деятельности по проведению переводов.

Учитывая изложенное, комиссионное вознаграждение банка может рассматриваться как плата за оказанные услуги агента. В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС является реализация услуг на территории Российской Федерации. Таким образом, банкам необходимо исчислять и уплачивать НДС на сумму комиссионного вознаграждения, поскольку, как было указано выше, оно не может считаться платой за оказание услуг по проведению банковских операций.

Кроме того, в соответствии со статьей 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Системное толкование норм статьи 5 и статьи 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», по нашему мнению, позволяет сделать вывод, что операция, осуществляемая банком, может быть квалифицирована как банковская только в том случае, если сторонами по договору при ее проведении является банк и непосредственно его клиент, то есть физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств. Поскольку системы по переводу средств не являются клиентами банков, действия банков в отношении систем не могут быть отнесены к банковским операциям. Исходя из изложенного, комиссионное вознаграждение, получаемое банками на основании договоров за проведение переводов денежных средств, не может быть признано вознаграждением банков за осуществление банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

Таким образом, типовые договоры могут быть квалифицированы в качестве агентских, и, следовательно, у банков возникает риск доначисления НДС на сумму комиссионного вознаграждения.

Вместе с тем согласно части 2 статьи 431 ГК РФ, если правила о буквальном толковании договора не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

Основой международных систем денежных переводов являются определенным образом организованные межбанковские расчеты, которые строятся вокруг клиринговых центров. Участники систем денежных переводов (банки и иные пункты обслуживания) взаимодействуют между собой с целью проведения платежей, получая комиссию за такие услуги. Исходя из экономико-правового содержания (существа) отношений участников системы можно также сделать вывод, что предмет типовых договоров — не оказание банками посреднических услуг по проведению переводов денежных средств, а предоставление банкам доступа к системам переводов и права осуществлять операции в рамках указанных систем. При этом системы проводят процессинговые операции и являются центрами взаиморасчетов.

Таким образом, банки не являются агентами систем, а самостоятельно оказывают услуги по переводу денежных средств физических лиц, используя программные средства и технические процедуры для расчетов между участниками систем денежных переводов. В связи с этим договоры на предоставление полномочий банкам осуществлять переводы по системам денежных переводов могут рассматриваться как межбанковские, а не как агентские. Такие договоры устанавливают взаимные обязанности сторон и порядок взаиморасчетов при проведении переводов физических лиц. Они имеют много общего с договорами установления корреспондентских отношений, заключаемых банками для осуществления клиентских расчетных операций.

Выполняя платежи, банки следуют исключительно поручениям конкретных физических лиц по переводу денежных средств, а не инструкциям принципала — системы. Такие операции относятся к банковским операциям в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и не подлежат обложению НДС. Банки выполняют только банковские операции: принимают от физических лиц денежные средства для перечисления получателю и выплачивают им перечисленные средства, отражают указанные обязательства перед физическими лицами на своих балансовых счетах. Комиссионное вознаграждение банки получают непосредственно от клиентов — физических лиц в составе клиентского взноса.

Учитывая изложенное, следует признать, что деятельность банка по осуществлению платежей с использованием систем денежных переводов обладает всеми признаками банковской и, следовательно, подлежит освобождению от НДС. Однако отсутствие нормативно-правового регулирования создает проблему для кредитных организаций по обоснованию такой позиции перед налоговыми органами. По нашему мнению, для решения этой проблемы необходимо законодательно закрепить в статье 149 Налогового кодекса РФ статус операций по проведению платежей по системам денежных переводов как банковских операций.

 


[ сноска 1 ] Письмо Управления ФНС России по Новосибирской области № 12-12.1/02695@.
 
[ сноска 2 ] См.: пункт 7 статьи 149 НК РФ.
 
[ сноска 3 ] См.: пункт 1 статьи 1005 ГК РФ.

Ключевые слова: расчеты, НДС, денежный перевод