Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Опыт сдачи налоговой отчетности в электронном виде в Республике Казахстан

30, Июля 2006
А.Ж. Абдирова, 
старший юрист департамента по налоговым и таможенным вопросам
юридической фирмы GRATA, Казахстан

Сдача налогоплательщиками отчетности в электронном виде упрощает процедуру сдачи отчетности и автоматизирует процесс ввода отчетности в информационную базу налоговых органов. Электронная обработка налоговой отчетности создает условия для автоматического камерального контроля информации, содержащейся в различных формах налоговой отчетности, чем обеспечивается дистанционное общение налогоплательщиков и налоговых органов.

Введение в 2002 году Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса РК) стало важным этапом развития казахстанского налогового законодательства. Кодекс укрепил концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, повысил эффективность правовых механизмов налоговой сферы.

Наряду с позитивными результатами действия Налогового кодекса РК осталась проблема совершенствования налоговой системы для обеспечения условий экономического роста страны и улучшения инвестиционного климата.

Одним из путей решения этой проблемы признано развитие автоматизации процессов налогового администрирования.

Внедрение автоматизации налоговых процессов продиктовано временем

Нет ни одного бухгалтера, который не мечтал бы сдавать налоговую отчетность легко и быстро, и нет ни одного налогового инспектора, который не хотел бы работать без бумажной отчетности.

В связи с бурным ростом экономики в Республике резко возросло количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с чем процесс сдачи налоговой отчетности на бумажных носителях сопряжен с определенными трудностями. Значительные потери времени в очередях в налоговых инспекциях, возможные ошибки инспекторов при ручном вводе отчетности в компьютерные программы, чрезвычайная загруженность инспекторов в отчетные периоды усложняют работу как налогоплательщиков, так и налоговых органов.

Для ускорения обслуживания налогоплательщиков и создания для них цивилизованных условий в настоящее время во всех налоговых комитетах открыты операционные залы по приему и обработке налоговой отчетности. Здесь действует принцип «одного окна». Налогоплательщик может сдать налоговую отчетность не конкретному, а любому инспектору, что исключает очереди и элементы коррупции. Но создание операционных залов проблемы полностью не решает, и в дни сдачи налоговой отчетности в залах находится слишком большое количество налогоплательщиков.

С 1 февраля 2003 года налогоплательщики имеют возможность представлять налоговую отчетность в электронном виде

В целях автоматизации процесса сдачи налоговой отчетности с 1999 года в Республике начата пилотная эксплуатация компьютерных информационных систем. Окончательное внедрение информационных систем Налоговым комитетом Минфина РК произошло в феврале 2003 года, и с этого времени налогоплательщики получили возможность представлять отчетность в электронном виде. Переход на электронные формы налоговой отчетности обусловлен еще и тем, что все формы налоговой отчетности аккумулируются в единой информационной базе на центральном сервере Налогового комитета Минфина Республики Казахстан. Централизованное ведение базы данных исключает дублирование или потерю данных и обеспечивает переход налогового администрирования на более высокий уровень.

Для качественного предоставления услуг по сдаче налоговой отчетности и взаимодействия с налоговыми органами разработана и внедрена технология e-tax удаленного представления налоговой отчетности и дистанционного управления персональными лицевыми счетами. Эта технология позволяет налогоплательщику передавать налоговую отчетность круглосуточно, семь дней в неделю и в любое время владеть достоверной информацией о состоянии расчета с бюджетом.

Во всех налоговых комитетах функционируют информационные системы СГДС (система гарантированной доставки сообщений), ИНИС (информационная система регистрационного учета налогоплательщиков, ведения лицевых счетов), ЭФНО (электронные формы налоговой отчетности), ИС НДС (ведение реестра плательщиков НДС, ведение реестра счетов-фактур), ИСИД (реестр по выплаченным доходам, облагаемым у источника выплаты), использование которых позволяет быстро и качественно вести прием налоговой отчетности в электронном виде.

Названные системы позволяют налогоплательщику не только заполнить и отправить декларации по налогам, но и перейти на дистанционное общение с налоговыми органами. Отпадает необходимость приобретения форм налоговой отчетности (ФНО), что экономит денежные средства. Удобство и простота применения и использования электронных систем позволяют налогоплательщикам экономить значительное время как на заполнение, так и на сдачу отчетов.

Система гарантированной доставки сообщений

Следует отдельно рассмотреть информационную систему гарантированной доставки сообщений — систему СГДС. Она предназначена для обмена электронной информацией между налогоплательщиком и налоговой системой. Как и другие системы, СГДС предоставляет налогоплательщику свое клиентское приложение, с помощью которого он может шифровать и отправлять декларации на центральный сервер. Система СГДС — это транспорт для сведений налогоплательщика, транспорт безопасный и защищенный.

Участником СГДС может стать любой налогоплательщик. Для этого ему необходимо заполнить заявление об обмене электронными документами с налоговым органом, а также заключить соглашение об использовании и признании электронно-цифровой подписи (ЭЦП) при обмене электронными документами. Налогоплательщику выдается дискета с ключами ЭЦП, без которой работа с клиентскими приложениями ИС невозможна. С помощью этих ключей налогоплательщик имеет возможность подписывать электронные документы, шифровать их для передачи на центральный сервер.

Особое внимание в работе с системой СГДС уделяется безопасности и конфиденциальности передаваемой информации.

Подписанный и зашифрованный документ поступает на сервер гарантированной доставки сообщений Налогового комитета Минфина Республики Казахстан. На этом передача от налогоплательщика в Налоговый комитет заканчивается, а документ продолжает свой путь к соответствующей базе данных уже в защищенной зоне сети. Сервер системы СГДС не расшифровывает ФНО и не проверяет корректность электронной подписи. Он передает полученные документы в информационные системы НДС, ЭФНО, ИСИД или ИНИС и формирует уведомление налогоплательщику о доставке на сервер. Сервер информационной системы, получив ФНО от налогоплательщика через сервер СГДС, приступает к его обработке. В первую очередь проверяется авторство документа, то есть соответствие электронной подписи полученному документу. В случае успешной проверки сервер переходит на следующий этап — расшифровывание ФНО.

Документы, зашифрованные на компьютере налогоплательщика, могут быть расшифрованы только на сервере соответствующей информационной системы. Далее производится извлечение данных из декларации и размещение их в соответствующих таблицах для дальнейшего анализа и обработки. Нужно отметить, что в базе данных документ хранится вместе с электронной подписью, что позволяет решать возможные споры о принадлежности документа и его неизменности.

Доступ к данным из ФНО, хранящимся в информационных системах, строго регламентирован и ограничен. Расшифровать сообщение может только непосредственный получатель сообщения, обладающий соответствующим секретным ключом, то есть ответственный сотрудник информационной службы Налогового комитета Минфина Республики Казахстан. Работники центрального аппарата Налогового комитета не имеют доступа к декларациям, а информацию для анализа получают в агрегированном и обезличенном виде. Налоговые инспекторы также не могут получать декларации для просмотра по своему желанию. Необходимые для проверки данные персонально формируются для определенного инспектора, и только он может использовать эти данные для проведения налоговой проверки.

Если сданная декларация вызывает необходимость изменения лицевого счета налогоплательщика, проведения начислений или корректировки суммы налога, то это происходит в автоматическом режиме, без привлечения налоговых инспекторов.

В случае если возникают спорные ситуации по суммам начисленных налогов, то этим занимается назначенный руководством специалист, которому предоставляется вся информация, необходимая для работы и принятия решения.

Хотелось бы отметить, что все случаи доступа к информации, представляемой налогоплательщиком и защищенной Налоговым кодексом РК, фиксируются в системных журналах. В системе хранится и доступна для анализа и проведения внутреннего контроля информация обо всех случаях ее просмотра.

Получив ключи с ЭЦП, налогоплательщик может загрузить с web-сайта www.taxkz.kz специальное программное обеспечение для доставки электронных документов — СГДС. После установки программного обеспечения налогоплательщик может приступать к работе с ним, то есть совершать следующие операции:

• заполнение и отправка электронной налоговой отчетности по всем видам налогов;

• получение электронного уведомления о приеме и обработке налоговой отчетности;

• получение электронного уведомления об исполнении налогового обязательства, выставленного налоговым органом;

• получение информации о состоянии расчета с бюджетом, наличии или отсутствии задолженности;

• получение справки об отсутствии или наличии задолженности перед бюджетом;

• изменение персональных регистрационных данных;

• проведение других операций, предусмотренных программным обеспечением.

Способы представления отчетности

Налоговую отчетность налогоплательщик может представить любым удобным ему способом.

Налогоплательщик может заполнить ФНО в бумажном варианте и обратиться в операционном зале к налоговому инспектору. При этом отчетность будет введена налоговым инспектором. Этот способ самый трудоемкий и не исключает ошибок налогового инспектора.

Определенные трудности по переходу на сдачу налоговой отчетности в электронном виде возникают у субъектов малого бизнеса, которые не могут позволить себе иметь компьютеры и доступ в Интернет. В помощь тем, для кого процесс передачи форм налоговой отчетности в электронном виде сложен как с организационной, так и с технической стороны, во всех налоговых комитетах установлены терминалы налогоплательщика. С их помощью налогоплательщики имеют возможность воспользоваться преимуществами сдачи налоговой отчетности в электронном виде. Для этого налогоплательщик со своим электронным ключом может прийти в налоговый комитет и отправить налоговую отчетность, используя терминал. Здесь же налоговый инспектор может помочь заполнить формы налоговой отчетности.

Третий способ: налогоплательщик, имеющий кратковременный выход в Интернет, установив на своем компьютере клиентские приложения по заполнению и передаче ФНО, вводит данные налоговых деклараций и запись ФНО на магнитный носитель. После этого он может обратиться в налоговый комитет и отправить заполненные и сохраненные формы через налогового инспектора или через терминал налогоплательщика.

Но самый удобный и перспективный вариант сдачи ФНО — это сдача через Интернет. Налогоплательщики при наличии Интернета имеют возможность представлять налоговую отчетность непосредственно с рабочего места без явки в налоговые органы. Кроме того, те налогоплательщики, которые сдают налоговую отчетность через Интернет, могут самостоятельно проверить правильность заполнения отчетов и просматривать свои лицевые счета не выходя из офиса.

Особо необходимо отметить, что взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов направлено на повышение безопасности системы передачи информации, совершенствование и повышение надежности работы программного обеспечения, расширение его функциональности.

Последние версии программного обеспечения по сдаче форм налоговой отчетности налогоплательщик может получить на сайте Налогового комитета Минфина Республики Казахстан — www.taxkz.kz. Программное обеспечение является собственностью Минфина РК и распространяется бесплатно.

Пример механизма работы информационной системы НДС

Основное назначение ИС НДС — ведение единого централизованного реестра плательщиков НДС, автоматизация его заполнения, передача данных из представленной налоговой отчетности в другие информационные системы Налогового комитета, мониторинг и анализ форм налоговой отчетности. Функциональная структура ИС НДС представляет собой многоуровневую систему и охватывает налогоплательщиков, областные и районные комитеты, центральный аппарат Налогового комитета. Информационное наполнение ИС НДС составляют сведения, представленные налогоплательщиками в формах налоговой отчетности по НДС.

Налоговым комитетом Минфина Республики Казахстан разработана программа автоматического камерального контроля форм налоговой отчетности по НДС, позволяющая выявлять ошибки.

Программа позволила провести выборку и сопоставление введенных в ИС НДС деклараций и реестров счетов-фактур по НДС в целом по Казахстану. Была проведена проверка:

• соответствия форматно-логическому контролю представленной отчетности по НДС;

• регистрационных данных;

• корректности даты выписки счета-фактуры;

• корректности отнесения сумм НДС в зачет;

• выписки счетов-фактур «самому себе»;

• корректности РНН поставщика, сумма НДС по которому отнесена в зачет;

• соответствия оборотов по реализации между декларацией поставщика (форма 300.00) и реестрами счетов-фактур покупателей (форма 307.00); это номер формы.

• корректности определения налогового периода.

При выявлении несоответствий в налоговой отчетности формируется протокол ошибок. На основании протокола в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РК составляется уведомление об устранении нарушений, выявленных при камеральном контроле, и направляется налогоплательщику для самостоятельного устранения ошибок. В течение 10 рабочих дней со дня вручения уведомления налогоплательщик должен его исполнить, представив дополнительные формы (в случае согласия) либо пояснения по заполнению ФНО и документов, подтверждающих правильность заполнения и исчисления налога (в случае несогласия).

Если налогоплательщик проигнорировал уведомление налогового органа, то выявленные нарушения передаются в автоматическом режиме в ИС ЭКНА (электронного контроля налогового аудита) для привлечения налогоплательщика к административной ответственности и включения в список налогоплательщиков, рекомендуемых к проверке.

 

В ИС НДС проводится также проверка:

• превышения размера оборота по реализации товаров (работ, услуг) над размером минимума оборота по реализации товаров (работ, услуг) — принудительная постановка на учет в качестве плательщика НДС;

• выявления налогоплательщиков, не представляющих формы налоговой отчетности, но выписывающих счета-фактуры с НДС;

• выявления фактов представления налоговой отчетности с нарушением сроков, установленных налоговым законодательством.

По перечисленным видам ошибок налоговый орган выставляет уведомление об устранении нарушений налогового законодательства, которое исполняется налогоплательщиком в течение 15 рабочих дней. Независимо от исполнения уведомления налогоплательщик привлекается к административной ответственности согласно Кодексу об административных правонарушениях Республики Казахстан.

По первым двум видам ошибок в случае несогласия налогоплательщика назначается документальная проверка для подтверждения результатов камерального контроля.

В случае если налогоплательщик проигнорировал уведомление, налоговый орган проводит розыскные мероприятия и материалы передаются в органы финансовой полиции для принятия процессуальных решений.

Перечисленные мероприятия позволяют налоговым органам оперативно реагировать на нарушения, допускаемые налогоплательщиками, выявлять схемы уклонения от уплаты налогов и проводить проверки только тех налогоплательщиков, которые действительно уклоняются от уплаты налогов.

По результатам проверок проводятся доначисления в бюджет и выявляются предприятия, которые в последующем решениями судов признаются лжепредприятиями, то есть потерявшими связь с налоговыми комитетами и не имеющими права выписывать счета-фактуры.

Любой налогоплательщик может проверить на сайте Налогового комитета Минфина РК, состоит ли его поставщик на учете по налогу на добавленную стоимость. Если обнаруживается, что поставщик не является плательщиком НДС, сумма налога, принятая к зачету, автоматически уменьшается, что приводит к доначислению налога и пеней.

Для того чтобы стимулировать налогоплательщиков к сдаче отчетности в электронном виде, приказами председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан в течение 2003—2006 годов продлены сроки сдачи в первом полугодии текущего года налоговой отчетности по НДС (в том числе реестров счетов-фактур) на срок не более 15 календарных дней, декларации по корпоративному подоходному налогу — на срок не более одного месяца, декларации по иным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет — на срок не более 10 календарных дней [ сноска 1 ] .

 


[ сноска 1 ] Об авторе

Алия Жеткергеновна Абдирова работает в юридической компании GRATA в должности старшего юриста департамента по налоговым и таможенным вопросам. Ранее занимала руководящие посты в налоговых органах Республики Казахстан, имеет более чем 15-летний опыт работы в должности заместителя председателя Налогового комитета по г. Алматы, начальника управления Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан.

Ключевые слова: зарубежный опыт, камеральная налоговая проверка, электронный документ, отчетность, Казахстан, desk tax audit, e-document, foreign experience, Kazakhstan, reporting/financial statements