Телефон подписки
8-800-555-66-00

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

О налоговой амнистии

30, Мая 2004
С.А. Саакова,
эксперт информационно-аналитического отдела
«Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
 
Налоговая амнистия способна возвратить государству скрытые долги и вернуть теневого предпринимателя в легальную экономику.

В мировой практике существует много вариантов условий налоговой амнистии. Она может проводиться на государственном или на местном уровне, относиться к различным категориям налогоплательщиков и к разным видам налогов (подоходный налог, корпоративный налог, платежи в социальные фонды). Под амнистию могут подпадать задолженность, выявленная государством или находящаяся с ним в судебном споре, задолженность, неизвестная налоговым органам, выплата которой может происходить сразу или в рассрочку. Однако несмотря на такое разнообразие вариантов непременное условие амнистии - уплата долгов государству.

Для налогоплательщика амнистия предоставляет возможность легализовать свои сбережения, не опасаясь привлечения к уголовной или административной ответственности; для государства - это средство пополнения бюджета за счет поступлений просроченных долгов, возможность расширения налогооблагаемой базы при передаче доходов предпринимателей из теневого сектора в легальный экономический оборот. Однажды получив амнистию, налогоплательщик не будет накапливать новых долгов, заплатит налоги полностью и в срок. Расширение налогооблагаемой базы, во-первых, создаст дополнительный источник финансирования государственных расходов; во-вторых, создаст возможность снижения действующих налоговых ставок, тем самым уменьшая стимулы к уклонению от уплаты налогов. Если налогоплательщик по условиям налоговой амнистии получит возможность легализовать свои зарубежные накопления, то возникнет дополнительный источник частных инвестиций в виде репартируемых средств.

Плюсы введения налоговой амнистии очевидны, но возможны и отрицательные последствия. В государственной системе, предполагающей четкое соблюдение законов и законопослушание граждан, введение амнистии может означать, что уклонение от уплаты налогов может быть прощено государством и что в такой налоговой системе возможно и выгодно скрыть свои истинные доходы, которые государство впоследствии простит.

 

Правительство Российской Федерации объявило о подготовке закона о налоговой амнистии. Об идее налоговой амнистии вывезенных капиталов сообщило Минэкономразвития России, сославшись на вступивший в силу с 16 января 2004 года Закон, по которому владельцы незаконно вывезенных капиталов в течение года могут покаяться, заплатить сокрытые суммы налогов и получить освобождение от уголовного преследования, не возвращая деньги в страну. Министр экономического развития и торговли объявил, что его эксперты намерены ознакомить Минфин России с бельгийским законом о налоговой амнистии [ сноска 1 ] .

Что же представляет собой бельгийский вариант налоговой амнистии?

С 1 января по 31 декабря 2004 года физические лица Бельгии могут подавать декларации о незадекларированном доходе по акциям (именным или на предъявителя), банковским счетам, облигациям или казначейским билетам, которыми они располагают в Бельгии и за ее пределами. Новое законодательство не распространяется на наличные денежные средства и возмещения по ряду страховых продуктов. Такие доходы будут облагаться налогом по сниженной ставке в размере 6 или 9%. Сниженная налоговая ставка применяется только при выполнении определенных условий. Например, акции должны находиться на определенном счете; денежные средства реинвестированы в течение трех лет и т. д. При несоблюдении этих условий взимается дополнительный 6-процентный налог.

Если декларация не подана до 31 декабря 2004 года, то сумма подлежащего уплате налога увеличивается в два раза, если налоговые органы выявят этот незадекларированный доход.

Принятие новых правил о декларировании доходов находится в компетенции региональных правительств. Так, они пока не будут применяться в отношении налогов на наследство во Фландрии, так как фламандское правительство не намерено их вводить.

Налогоплательщик может заплатить налог на условиях анонимности, то есть он не обязан подавать декларации и сообщать налоговым органам об уплате недоимки. Гарантом анонимности для лиц, доплачивающих скрытые налоги, выступают национальные банки. Они уполномочены выдавать сертификаты, подтверждающие, что начисленная сумма налога уплачена. Иностранные банки не вправе выдавать такие сертификаты. Если физические лица прибегают к услугам иностранного банка, они должны самостоятельно подавать декларации в налоговые органы Бельгии, лишаясь, таким образом, анонимности.

В рамках кампании по борьбе с недоимками правительство Бельгии согласилось исключить с 2007 года возможность выпуска акций на предъявителя. В настоящее время в этом направлении не предпринято никаких действий.

Закон о налоговой амнистии касается и зарубежных инвестиций граждан Бельгии. В течение 2004 года частные лица, получившие доходы от таких инвестиций, смогут задекларировать их, не возвращая в Бельгию и заплатив 9-процентный налог, или при инвестировании средств в страны ЕС не менее чем на три года заплатить налог 6%. При этом они получают расписку налоговых органов о том, что за укрытие от налогов теперь уже легализованных сумм уголовное дело на них заводиться не будет. Инвестирование за границей популярно среди граждан Бельгии. По разным оценкам, до 190 млрд. долл. хранятся в иностранных банках [ сноска 2 ] .

Следует отметить, что с 2005 года на территории ЕС начнет действовать Директива об инвестициях, предусматривающая, что налоговые органы каждой страны ЕС будут осведомлены о доходах своих граждан, полученных в других странах ЕC. Вводится единый европейский подоходный налог, который выше ныне действующего. В такой ситуации успех налоговой амнистии в Бельгии весьма вероятен.

Как показывает международный опыт, проведение налоговой амнистии эффективно при выполнении ряда условий. Государство должно предоставить налогоплательщику серьезные гарантии ненаказуемости, конфиденциальности информации, одноразовости амнистии и др.

Налоговая амнистия - важная, но одноразовая и ограниченная в своих возможностях мера, ее успех зависит от общей ситуации в экономике страны и уровня общественного сознания.

 


[ сноска 1 ]

См.: Российская газета. 2004. № 8. С. 4.

[ сноска 2 ]

См.: Перспективы амнистирования капиталов в России // РЭО Вестник. 2004. Вып. № 112.

 

Ключевые слова: зарубежный опыт, налоговая амнистия, Бельгия, Belgium, foreign experience, tax amnesty

Правовая база