Подведены итоги работы ФНС России за 8 месяцев 2011 г.
В заседании коллегии приняли участие директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России И.В. Трунин, заместитель министра внутренних дел РФ И.В. Алешин, заместители руководителя ФНС России С.Н. Андрющенко, С.А. Аракелов, Д.В. Егоров, Н.С. Завилова, А.Л. Оверчук, А.С. Петрушин, К.В. Янков, начальники управлений центрального аппарата ФНС России, а также руководители управлений ФНС России по субъектам РФ.
Как отметил в своем выступлении Михаил Мишустин, рост экономических показателей и повышение эффективности налогового администрирования позволили обеспечить в 2011 году высокую динамику налоговых поступлений в бюджет.
Так, в январе - июле 2011 г. в консолидированный бюджет РФ поступило 5 трлн 659 млрд руб. администрируемых Службой доходов, что на 1 трлн 200 млрд рублей (на 27%) больше соответствующего периода 2010 г. Без учета нефтегазовых доходов (НДПИ на нефть, газ, газовый конденсат) поступления выросли на 24%, высокую динамику роста показали налог на прибыль - рост 30% и НДС - рост 38%.
Предварительные итоги поступлений администрируемых Службой доходов за август 2011 года показали, что в федеральный бюджет поступило 352 млрд руб., что в полтора раза больше показателя августа 2010 г. Таким образом, за восемь месяцев 2011 г. исполнение годового федерального бюджета составило 70%.
Руководитель ФНС России отметил, что начатая в 2010 г. тенденция снижения задолженности продолжилась и в 2011 г. - совокупная задолженность снизилась с начала года на 56 млрд руб. (на 4%) и составила на 1 августа 2011 г. 1 трлн 220 млрд руб. Среди управлений, где показатели снижения задолженности превысили среднероссийский, отмечены управления по Сахалинской (на 31%) и Магаданской области (на 25%).
На заседании было отмечено повышение качества контрольной работы налоговых органов. Служба добилась значительного снижения количества выездных налоговых проверок при одновременном повышении их эффективности. Так, при снижении за 6 месяцев 2011 г. количества выездных проверок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13 % (с 38 до 33 тыс.), эффективность одной выездной проверки выросла на 5% (с 4,4 до 4,6 млн. руб.).
Руководитель ФНС России отметил позитивные тенденции в работе досудебного аудита. В I полугодии 2011 г. в налоговые органы поступило 26 тысяч жалоб налогоплательщиков, что на 11% меньше чем в аналогичном периоде 2010 г. Сумма оспариваемых налогоплательщиками требований по жалобам снизилась с 142 до 115 млрд. руб. (на 19%).
За I полугодие 2011 г. количество судебных дел с участием юридических лиц снизилось с 35 до 30 тыс. дел (на 16%). Снижение количества споров с юридическими лицами повлекло и снижение оспариваемых сумм со 182 млрд руб. в I полугодии 2010 г. до 137 млрд руб. в 2011 г. (на 25%).
Деятельность налоговых органов должна стремиться к постоянному повышению качества налогового администрирования и внедрению современных информационных технологий – отметил Михаил Мишустин - и Служба активно работает в этом направлении.
С марта текущего года в Управлении ФНС России по г. Москве реализован проект «Электронная регистрация», который позволяет подавать документы на регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя в электронном виде с помощью программы, размещенной на сайте ФНС России. Прорабатывается вопрос о создании аналогичного сервиса в г. Санкт-Петербурге, Тульской и Оренбургской областях.
Расширяются возможности онлайн-оплаты налоговых платежей. С 14 июня работает сервис «Сбербанк-Онл@йн», доступ к которому предоставлен непосредственно из интерфейса сервиса «Личный кабинет налогоплательщика». С 10 августа налогоплательщики получили возможность оплатить задолженность через КИВИ Банк. Заключено Соглашение о взаимодействии с «Газпромбанк».
До конца года будет запущен в промышленную эксплуатацию программный продукт по электронному обмену информацией и документами с налогоплательщиками и банками, что значительно ускорит обработку документов и повысит эффективность работы.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1011-р создается федеральный информационный адресный ресурс (ФИАС), оператором которого определена ФНС России. К 1 ноября 2011 г. система должна начать функционировать. На сегодняшний день 80% муниципальных образований заключили с ФНС России соглашения об организации информационного взаимодействия.
Одним из приоритетов в работе Службы Михаил Мишустин назвал выстраивание системного, клиентоориентированного подхода к организации работы с налогоплательщиками. Он отметил, что увеличено время приема налогоплательщиков в налоговых инспекций, разработаны и внедрены требования к организации приема налогоплательщиков, включая требования к личному и телефонному информированию, требования к помещениям, к внешнему виду сотрудников налоговых органов.
На сайте ФНС России открыт онлайн-сервис «Анкетирование», где можно оставить отзывы о деятельности налоговых органов. Так, за три месяца работы сервиса получено около 4 тыс. отзывов, которые анализируются ФНС России, нс их учетом составляется план по исправлению замечаний.
Глава Службы обозначил основные приоритеты работы налоговой службы на ближайшую перспективу:
- клиентоориентированный подход в работе, создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов;
- завершение до конца года верификации информационных ресурсов налоговых органов и органов Росреестра, подразделений ГИБДД МВД России;
- повышение эффективности налогового администрирования;
- повышение результативности контрольной работы и эффективности деятельности по представлению интересов налоговых органов в судах за счет повышения качества доказательственной базы;
- активизация работы по списанию задолженности отсутствующих должников и исключении их из Единого государственного реестра;
- повышение качества аналитической работы.