Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Деофшоризация: в поисках золотой середины

22, Декабря 2014
Вопросы для обсуждения

- антиофшорный закон, его цель и основные положения;
- закон о КИК;
- «подводные камни» деофшоризации;
- необходимость совершенствования антиофшорного закона;
- рекомендации по применению новых правил.

Модератор дискуссии – Г.Н. Тимоничев, старший юрист «Пепеляев Групп».
 

Деофшоризация – это мировая тенденция. Согласно разработанному Плану BEPS, предполагается введение трехуровневого обмена информации  между странами, в том числе о структуре собственников. Это, по мнению Н.А. Кузьминой, начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, канд.экон.наук, должно помочь и налогоплательщикам при выявлении контролируемых лиц. К 2018 году должно быть все подготовлено, но основной переход состоится к 2020 году.

 
В новом законе о налогообложении КИК1  есть нормы и о налоговом резидентстве компаний, и о бенефициарном собственнике. Сделано это для того, чтобы у лица было право выбора: подавать информацию о КИК и признавать прибыль, либо заявить, что иностранная компания подпадает под налоговое резидентство в России.
 
Н.А. Кузьмина заметила, что в статье 23 НК РФ и до принятия обсуждаемых новых законов была норма об обязанности организации и индивидуального предпринимателя сообщать в налоговый орган обо всех случаях участия в иностранных организациях. Теперь эта норма конкретизирована – указано на долю участия.
 
Также отмечено, что принятие закона не означает запрет на использование офшорных юрисдикций. Основная цель закона – достичь прозрачности ведения бизнеса. Поступление дополнительных сумм налогов, конечно, ожидается через 1-2 года. Первое, что ожидает государство – раскрытие бизнесом информации. 
 
До апреля 2015 года ФНС России должна разработать форму уведомления о КИК. 
 
На вопрос об ответственности за неисполнение новых правил выступающая обратила внимание на то, что ретроспективного применения закона не может быть. При этом все зависит от того, какой порядок учета доходов в компании - если сделки 2014 года и по данным учета проведены в этом же году, под новый контроль в 2015 году они не подпадают.
 
П.Л. Ушакова, консультант отдела международного налогообложения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, обратила внимание на то, что законом о налогообложении КИК предусмотрена возможность иностранного лица признать себя налоговым резидентом РФ. В связи с этим Минфин ожидает обращений других государств, в которых созданы такие лица. «Мы готовы к взаимосогласительным процедурам» - подчеркнула она. 
 
О проведении таких процедур может попросить налогоплательщик, направив запрос в Минфин России, если считает, что к нему, например, не применяется соглашение об избежании двойного налогообложения, имеет место двойное налогообложение. В практике Минфина России такие процедуры распространены с Казахстаном, были обращения в отношении Японии, Франции. Налажен контакт с Кипром – рассказала выступающая. Часть обращений отсеивается, поскольку, оценив его, Минфин самостоятельно  разъясняет обратившемуся положения действующих соглашений.
Т.А. Павлюкова, старший юрист «Пепеляев Групп»: 

Согласно закону о налогообложении КИК для добровольного признания налогового резиденства РФ необходимо международное налоговое соглашение России со страной, где создана компания. Если соглашения нет, а такое происходит с офшорными юрисдикциями, компания не может быть признана налоговым резидентом РФ, хотя многим бы такой вариант был бы удобен. 

Какова процедура признания налогового резидентства РФ? Закон этот вопрос не регулирует. Двойное налоговое резидентство невозможно. 

Не ясны все последствия признания налогового резидентства РФ – возникает ли обязанность уплачивать НДС?
 
 
Осуществляется и обмен информацией между странами, поскольку он предусмотрен соглашениями об избежании двойного налогообложения. Есть даже случаи инициативного обмена, когда страна полагает, что компания может не уплачивать налоги в РФ. Такая практика распространена в Евросоюзе.
Россия – Гонконг (по информации Минфина России): переговоры с Гонконгом по соглашению об избежании двойного налогообложения проведены, ведется работа над текстом соглашения, в котором будут положения и об обмене информацией между странами.
 

Если в иностранной юрисдикции компаниям разрешено не вести отчетность или она ведется формально, налоговые органы в рамках контроля по новым правилам будут опираться на первичные документы - банковские и др.
На вопрос о том, почему в российском законодательстве дано два определения понятия «бенефициарный собственник», причем они заметно отличаются, представитель Минфина сослалась на то, что в ОЭСР единого определения нет. Россия – одна из стран, которая на законодательном уровне закрепила такое определение. Она также заметила, что в любом случае будет использоваться более жесткий вариант определения.
Г.Н. Тимоничев: ключ к поиску фактического получателя дохода – наработки применения норм о трансфертном ценообразовании.
 
 
Участники обсуждения выделили многочисленные неясности нового закона, среди них:
- что такое оперативное управление персоналом?
- учитывается ли убыток КИК? 
- как действовать трастам, которые по российскому законодательству не признаются компанией, чью отчетность им использовать?
- в каких целях обязанности налогового агента переложили на иностранную компанию при косвенном ее участи в продаже недвижимости? 
 
А.О. Алехнович, координатор деятельности общественных обмудсменов Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, выразила опасения относительно того, как будут применяться новые правила. Сообщив, что в начале года планируется доработка антиофшорного закона, она предложила участникам конференции активно выражать свою позицию и предлагать пути совершенствования нового регулирования, пообещав поддержку со стороны Уполномоченного. 
 
Рассматривая практические аспекты внедрения в России антиофшорного закона, участниками были озвучены основные вопросы, на которые бизнесу предстоит ответить уже сейчас:
- цель создания иностранной компании или структуры без создания юридического лица;
- какова дополнительная нагрузка с прибыли КИК;
- где место фактического управления иностранными компаниями;
- имеет ли иностранная компания фактическое право на доходы;
- владеет ли иностранная компания недвижимостью в РФ.
 
У российского бизнеса есть три варианта дальнейших действий:
- раскрыть текущую структуру владения иностранными компаниями;
- изменить структуру группы (поменять налоговое резидентство);
- отложить принятие решения, дождавшись первой практики применения новых правил.
 
Участники конференции проанализировали предложенные пути и выделили основные риски, заметив, что предлагаемые новые услуги иностранных сервис-провайдеров и аудиторов (номинальный «бенефициар», дискреционные трасты, передача делопроизводства, ведения бухучета и т.д. на аутсорсинг и т.д.) достаточно рискованны, в том числе в плане потери бизнеса и реального контроля над ним.
Между тем резкое изменение структуры и транзакций группы компаний привлечет внимание налоговых органов. В любом случае раскрытие структуры группы компаний создает риск неблагоприятных последствий прошлых налоговых периодов по любым другим вопросам налогообложения. Было замечено, что в первую очередь под пристальное внимание налоговых органов подпадают крупные российские компании. 
 
Ключевой момент в регулировании – обмен информацией, поэтому стоит проанализировать свою «историю» на предмет выяснения нарушений в прошлом. За ошибки в налогообложении иностранных компаний ответственность лежит на российских компаниях и физических лицах. Налоговый контроль КИК будет осуществляться территориальными налоговыми органами, которые, в отличие от центрального аппарата, менее подготовлены и специального обучения, как это было при введении налогового контроля за трансфертным ценообразованием, не прошли. 

  1 Федеральный закон от 24.11.2014 №376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».