Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 23.07.2020 № 1694-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шахназарова Сергея Суреновича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации»

23, Июля 2020

Суть жалобы: 

По мнению заявителя, оспариваемые положения пункта 10 статьи 101 НК РФ не соответствуют статьям 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3), 19 (части 1 и 2), 35 и 46 Конституции РФ, поскольку позволяют налоговым органам принимать обеспечительные меры в отношении физического лица и содержат неясности относительно времени действия соответствующего решения. 

Позиция Конституционного Суда: 

В качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковым в соответствии с НК РФ признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов и плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном данным Кодексом (пункт 1 статьи 82). Результатом проведения налоговым органом контрольных мероприятий является вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 1 статьи 101), после вынесения которого у налогового органа возникает право принятия обеспечительных мер, направленных на обеспечение возможности исполнения соответствующего решения (пункт 10 статьи 101).

При этом непосредственно положениями пункта 10 статьи 101 НК РФ предусмотрены условия, основания, порядок и сроки реализации соответствующего права, не предполагающие его произвольного осуществления, что обеспечивает безусловное выполнение всеми налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов при правомерном характере деятельности налоговых органов. В частности, указанным законоположением установлено, что решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения и действует до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом. Следовательно, оспариваемое законоположение не содержит неопределенности и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, выступавшего при проведении мероприятий налогового контроля и вынесении соответствующих решений в статусе индивидуального предпринимателя. 

Решение Суда: 

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.