Определение КС РФ от 27.02.2020 № 517-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Защита" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"»
Суть жалобы:
По мнению ООО «Защита», оспариваемое законоположение не соответствует Конституции РФ, поскольку в силу своей неопределенности позволяет произвольно исключать отдельные виды доходов при определении дохода от основного вида деятельности.
Позиция Конституционного Суда:
В ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях КС РФ указывал, что льгота является исключением из вытекающих из Конституции РФ (ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Льготы всегда носят адресный характер, а их установление или отмена, а также определение условий их предоставления относятся к дискреционным полномочиям законодателя (постановления от 21.03.1997 № 5-П, от 28.03.2000 № 5-П и от 19.06.2002 № 11-П).
Осуществляя нормативно-правовое регулирование в указанной сфере, федеральный законодатель установил возможность применения пониженных тарифов для отдельных категорий плательщиков взносов. В частности, такая возможность была предусмотрена Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Возможность использования данной льготы связывалась законодателем с выполнением ряда условий, одним из которых выступала необходимость подтверждения осуществления основного вида экономической деятельности, исчерпывающий перечень которых для целей применения пониженных страховых взносов содержался в п. 8 ч. 1 ст. 58; при этом соответствующий вид экономической деятельности признавался основным при получении от него установленного размера дохода, определяемого согласно положениям ст. 346.15 НК РФ (ч. 1.4 ст. 58).
Данное регулирование, предполагающее необходимость соблюдения для целей применения пониженных тарифов страховых взносов законодательно установленных требований, в том числе касающихся осуществления организацией определенного вида деятельности и получения от этого вида деятельности установленного размера дохода, – предусмотренных как действовавшим в течение спорных расчетных периодов Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (пункт 8 части 1 и часть 14 статьи 58), так и вступившей в силу с 01.01.2017 главой 34 НК РФ (подп. 5 п. 1 и п. 6 ст. 427) – само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.