Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 30.09.2025 № 2187-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб общества с ограниченной ответственностью «Юнитор» на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации»

30, Сентября 2025

Суть жалобы:

По мнению ООО «Юнитор», оспариваемые законоположения противоречат статьям 8, 18, 34, 35, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют произвольно квалифицировать действия налогоплательщика как «дробление бизнеса». 

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данных жалоб к рассмотрению.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов с обязанных лиц и одновременно правомерность деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения (постановления от 10 июля 2017 года № 19-П, от 30 июня 2020 года № 31-П и др.).

Статья 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов, направлена на установление допустимых границ вмешательства налоговых органов в хозяйственную деятельность налогоплательщика с учетом необходимости обеспечения выявления необоснованного уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и указывает на обстоятельства и условия, которые могут быть приняты во внимание налоговым органом налогоплательщика как незаконных. при квалификации действий

При этом Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе применительно к вопросу об определении размера налоговой обязанности налогоплательщика, получившего необоснованную налоговую выгоду в результате разделения (дробления) бизнеса, ранее подчеркивалось, что налоговое законодательство не исключает в налоговых правоотношениях действия принципа диспозитивности и допускает возможность выбора налогоплательщиком того или иного метода учетной политики (применения налоговых льгот или отказа от них, применения специальных налоговых режимов и т.п.), которая, однако, не должна использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиками своими правомочиями (Постановление от 3 июня 2014 года № 17-П; определения от 7 июня 2011 года № 805-О-О, от 4 июля 2017 года № 1440-О, от 27 февраля 2020 года № 488-О и др.).

Таким образом, оспариваемые законоположения, рассматриваемые с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, не могут в указанном в жалобе аспекте нарушать конституционные права ООО «Юнитор», разрешая конкретное дело которого суды установили, что избранный заявителем способ ведения хозяйственной деятельности совместно с применяющими специальные налоговые режимы взаимозависимыми и подконтрольными ему лицами не был направлен на достижение экономического результата и привел к получению заявителем необоснованной налоговой выгоды.

Установление же и исследование обстоятельств конкретного дела заявителя, включая оценку параметров хозяйственной деятельности налогоплательщика и его контрагентов, не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). 

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.