Определение КС РФ от 29.10.2024 № 2671-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузовенкова Петра Олеговича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит статьям 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 17, 19 (части 1 и 2), 35, 45, 46 (часть 1), 49, 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку для целей привлечения к уголовной ответственности позволяет произвольно определять принадлежность денежных средств организации, за счет которых должно быть произведено взыскание налоговой задолженности.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно – правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
В качестве элемента правового механизма, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер принудительного взыскания налоговой задолженности. В частности, пункт 1 статьи 46 указанного Кодекса предусматривает, что в случае наличия задолженности, возникшей в связи с неуплатой или неполной уплатой налога, обязанность по его уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации.
Таким образом, оспариваемое заявителем законоположение определяет порядок осуществления налоговыми органами принудительного взыскания налоговой задолженности со счетов налогоплательщика и, будучи направленным на обеспечение правомерного характера деятельности налоговых органов, связанной со взысканием налоговой задолженности, не предполагает его произвольного применения и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Проверка же обоснованности правоприменительных решений, включая оценку наличия в действиях должностных лиц налогоплательщика состава уголовного преступления, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.