Определение КС РФ от 31.01.2023 № 220-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания «Северное сияние» на нарушение его конституционных прав подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 5 и пунктом 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"»
Суть жалобы:
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 19, 34, 35 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку допускают применение механизма восстановления суммы налога на добавленную стоимость в рамках конкурсного производства и позволяют относить требование об уплате соответствующей суммы налога к текущим платежам.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который, обладая достаточно широкой дискрецией, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2009 года № 10-П и др.).
Статья 170 Налогового кодекса Российской Федерации, определяя порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), предусматривает в пункте 3 случаи и порядок восстановления сумм данного налога, когда ранее правомерно принятые налогоплательщиком к вычету суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) при наступлении определенных обстоятельств должны быть уплачены в бюджет.
В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 октября 2022 года № 2702-О указал, что оспариваемое положение Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающее случаи и порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, не регулирует вопросы очередности удовлетворения требований кредиторов в деле о несостоятельности (банкротстве) и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права налогоплательщика.
Что же касается пункта 1 статьи 5 и пункта 2 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», то, признавая текущими платежами в том числе обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, и определяя очередность их удовлетворения, они не содержат неопределенности в части определения момента возникновения обязательства по уплате налога на добавленную стоимость и также не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, в деле с участием которого суды, установив момент возникновения обязанности по уплате налога, пришли к выводу о необходимости отнесения соответствующего требования к текущим платежам.
Проверка же обоснованности правоприменительных решений, включая вопрос об отнесении требований кредиторов к текущим платежам, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.