Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 28.06.2022 № 1564-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Сириус» на нарушение его конституционных прав статьей 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»»

28, Июня 2022

Суть жалобы:

По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе ее статье 57, в той мере, в какой она позволяет произвольно возлагать на налогоплательщика обязанность платить земельный налог вне процедуры, установленной законом. ООО «Сириус» указывает также, что данное положение, создавая условия для нарушения принципа законности установления налога, вынуждает платить налог в сумме, превышающей закрепленный Налоговым кодексом Российской Федерации размер.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2014 года № 1555-О, анализируя вопросы кадастровой оценки, отметил, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель. Однако государственная кадастровая оценка земель не лишена экономических оснований, и установление кадастровой стоимости равной рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее закрепленных результатов кадастровой оценки.

В свою очередь, статья 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в оспариваемой редакции, будучи элементом правового механизма корректировки кадастровой стоимости земельного участка, предоставляла возможность заинтересованным лицам применять установленную по их инициативе кадастровую стоимость в размере рыночной не с момента принятия уполномоченным органом решения об установлении такой стоимости, а в ретроспективном порядке – с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости. Исходя из этого указанные лица получали право на перерасчет размера налоговых и финансовых обязательств, рассчитанных в указанный период на основании прежней кадастровой стоимости объектов недвижимости (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 2687-О и от 18 июля 2019 года № 2168-О).

Таким образом, оспариваемая норма, призванная обеспечить баланс частных и публичных интересов, сама по себе не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя в аспекте, обозначенном в жалобе.

Установление же и исследование фактических обстоятельств, выбор норм, подлежащих применению с учетом этих обстоятельств, к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не относятся.

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.